РЭПТ - одна из форм КПТ, а КПТ в свою очередь является совокупным названием множества техник и форматов психотерапии, которые объединяет направленность на прямую и активную модификацию паттернов поведения и мышления, участвующих в создании и поддержании симптомов расстройства клиента.
Внутри КПТ можно выделить крупные ветви - когнитивную терапию, РЭПТ, стресс-прививочную терапию, функционально-аналитическую терапию, экспозиционную терапию, основанные на майндфулнесс интервенции, метакогнитивную терапию и когнитивные тренировки. РЭПТ логичнее всего сопоставлять с когнитивной терапией, потому что они отражают когнитивную часть КПТ и, при этом, метакогнитивная терапия очень сильно отличается от обоих подходов.
Обе формы КПТ являются разговорными. Обе направлены на модификацию мышления и предполагают, что контроль симптомов может быть обеспечен через лучший контроль над контентом мышления. Обе пользуются сократическим диалогом и поведенческими экспериментами для достижения результата. Различие между РЭПТ и КТ носит скорее теоретический характер, но, в итоге, оно проявляется в том, что беседа на КТ и РЭПТ ведется совсем в разных направлениях.
РЭПТ и КТ отличаются во взглядах на ключевой компонент в психопатологии. В КТ предполагается, что в основе поведенческих проблем лежат простые негативные убеждения о себе ("Я плохой", "Я некомпетентен", "Меня никто не любит") - активация и риск активации этих убеждений создают наблюдаемую гамму проблемного поведения. В РЭПТ в качестве основной проблемы предполагаются оценочные убеждения и долженствования - их иррациональность и жесткость не дают клиенту гибко регулировать свое поведение.
Соответственно, во время КТ работа направлена на идентификацию и модификацию негативных автоматических мыслей, через которые, затем, делается переход к негативным убеждениям о себе и при помощи экспериментов и прочих техник обеспечивается модификация этих самых убеждений. Во время РЭПТ работа крутится вокруг оценочных убеждений и их модификации.
РЭПТ Эллиса и КТ Бека долгое время были конкурирующими школами КПТ, но в последнее время начали появляться исследования, демонстрирующие, что оценочные убеждения и долженствования РЭПТ являются прямым следствием негативных убеждений о себе, о которых говорит КТ. Например, убеждение о том, что я обязан помогать другим может поддерживаться тем, что помощь другим, следующая убеждению "Я обязан помогать другим" помогает избежать мысли о том, что меня никто не любит и я одинокое ничтожество.