Перед психологом часто встаёт вопрос, как воспримет клиент болезненную информацию.
Важную мысль я в первую очередь молча записываю на бумагу (иногда заглавными буквами, если очень важная). Далее возможно несколько вариантов обращения с этой мыслью:
- скажу через несколько минут, когда увижу, что это можно и нужно;
- озвучу как версию, предположение;
- аккуратно буду задавать вопросы, чтобы клиент сам дошёл до этой мысли;
- оставлю мысль неозвученной, обведу её и отложу для дальнейших размышлений.
Лучше всего, когда человек сам приходит к важной мысли, поэтому работа психолога -- это, в частности, искусство задавать вопросы. Иногда это играет злую шутку: клиент делает вывод, что сам догадался.
Моя задача -- помочь клиенту, а не "бить" его. Так что всё определяется его (чаще, её, в моём случае) интересами.