@Владимир Шкарубский, соглашусь, очень важно быть целостным и уметь отстаивать свои границы социально-преемлемым путём. Опять же - быть целостным - не значит быть святым. Не бывает идеальных людей. Но есть люди, которые принимают свою неидеальность и живут с ней, а есть люди, которые так же неидеальны, но не хотят себе в этом признаться, поэтому их задевает, когда им указывают на эту самую неидеальность.
С детьми не соглашусь. Детство - это все-таки период, когда маленький человек очень многого ещё не знает. Многие вещи дети делают без злого умысла, по незнанию и инстинктивно, у них нет правильной, общепринятой модели поведения, их надо НАУЧИТЬ. Например, забрал у ребенка другой ребёнок машинку - а тот в ответ стукнул "обидчика" лопаткой по голове. По сути, отстоял свои границы. Но, это социально непреемлемый вариант. И вот в этой ситуации важно, чтобы взрослый объяснил, что так нельзя и СРАЗУ дал социальнопреемлемую альтернативу поведения в этой ситуации. Если взрослый закрывает глаза, то у ребёнка закрепляется такое поведение как норма. Если взрослый просто запрещает так поступать, не предлагая альтернативный вариант, то социальнопреемлемой альтернативы тоже нет, поэтому ребёнок учится выкручиваться как умеет. Если ребёнок стукнул Вас, что мешает Вам самому объяснить ему, если этого не сделали родители? "Эй, малыш, ты делаешь мне больно. Что тебя так разозлило, что ты стукнул меня?" Или поймать его за руку, когда он замахнулся чтобы остановить удар, обозначив, что так нельзя поступать, и попросить сказать словами, что произошло, что он так сердится.