Ошибки родителей не являются единственной причиной зажатости и безынициативности людей. Очень многое зависит от характера конкретного ребёнка. По сути, одной из ключевых ошибок родителей является универсализация в воспитании; то есть, к детям с разными характерами применяется одна и та же методика воспитания (в случае с большинством родителей — чаще всего от балды составленная). Если ребёнок активный, как правило, он не нуждается в большом внимании и приучении к самостоятельности и социализации, а зажатые, наоборот, нуждаются. Но, поскольку активные дети сами притягивают к себе внимание ярким поведением, невольно родители больше внимания уделяют им. Морализаторская методика, если она лобовая, не подходит ни одному типу характера. Эффективнее всего создание условий для развития ребёнка. Инициативность не появится на пустом месте. Нужен «стартер», то есть, место, где ребёнок сможет её проявить. Дома с игрушками она вряд ли появится, со смартфоном в руках — тем более. Нужно отдавать детей на тематические кружки, чтобы им легче было социализироваться и заодно выявить свои таланты. Школа в этих вопросах не помощник, поскольку там применяется точно такая же методика — универсальная.
Другая ошибка — большой упор на вербальное воспитание. Чем больше мы говорим, тем больше вероятность, что мы солжём. Чем больше мы воспитываем словами, тем больше вероятность диссонанса между тем, о чём мы говорим, с тем, что ребёнок видит в реальности. Нужно либо стараться «коррелировать» с реальностью, либо не общаться с ребёнком с позиции морали и запретов.