Зависть, как моральный феномен, всегда связана с оценкой. Оцениваются две составляющие: человек и то, чем он обладает. При этом проводится сравнение уровня человека и ценности предмета обладания (объекта, способности и пр.). Если уровень человека по мнению оценивающего достаточно высок, а предмет обладания оценивается на низком или среднем уровне, то чувства зависти не возникает. Если же уровень человека оценивается как низкий, а то, чем он обладает имеет высокий приоритет, то непременно возникает чувство зависти. Оно возникает в большей или меньшей степени у всех людей при критическом расхождении уровня человека и важности предмета обладания. Всё это, разумеется, с точки зрения человека оценивающего (завидующего).
Хрестоматийный пример. Моцарт и Сальери (у А. Пушкина). Сальери не завидовал, "Когда великий Глюк / Явился и открыл нам новы тайны...". Он не завидовал " Когда Пиччини / Пленить умел слух диких парижан...". Они по его оценке были достойны своего таланта. Но "Где ж правота, когда священный дар, / Когда бессмертный гений — не в награду / Любви горящей, самоотверженья, / Трудов, усердия, молений послан — / А озаряет голову безумца, / Гуляки праздного?..".
Почти всегда подобное оценивающее сопоставление человека и предмета обладания является узким, не охватывающим все стороны обладания. Чаще всего не учитывается то обстоятельство, что ничего человеку не даётся даром. Что-то получив, человек от чего-то отказывается. Так дневники того же Моцарта показывают всю сложность и противоречивость его существования, его быта. Но человек (в данном случае завидующий) почти никогда не ценит то, что имеет. Это хорошо, так как стимулирует развитие. Но это и плохо, так как рождает зависть к тем, кто несправедливо имеет.