Если человек глубоко вникает в свою профессию и долго в ней находится, то безусловно влияет.
Начальник
Из цикла «Характеры»
«Эй, начальник!"
Из песни Юрия Шевчука
Руководитель, или в простонародье, начальник – совершенно особый тип характера. И это невзирая на то, что данная категория представителей человеческого муравейника весьма разнокалиберна: от «мелких сошек» до «больших дядей».
Одна черта характера – самая для них наиглавнейшая – делает начальников поистине неотличимыми. Заключается она в том, что для начальника нет ничего более святого, чем угодить вышестоящему начальнику. Совесть, справедливость, долг, честь, правда, собственная семья, Родина, свой этнос, Природа, Вселенная, Господь Бог – всё исчезающе малая величина, пустое место в сравнении с распоряжением и даже желанием вышестоящего начальника.
Как писал один мудрый человек, все люди, без исключения, религиозны. Разница лишь в том, что для одних Высшая мировая сила – Бог, а для других – деньги. Так вот, для начальников нет ничего выше того начальника, что стоит над ними. Он, стало быть, и есть Господь Бог.
Тут можно говорить лишь об одном исключении: начальники склонны менять своих богов, Бог всегда только тот, кто в данный момент стоит над ними. Но стоит ему освободить по какой-то причине свое высокое место, он в ту же секунду перестает быть Богом, теперь им становится тот, кто победил его в конкурентной борьбе.
Больше того, свергнутый Бог может в одночасье стать для своего бывшего «верующего» объектом беспощадной критики, даже козлом отпущения, которого он обплюёт и растопчет, ибо таким путем можно понравиться новому Богу.
Что очень характерно, все начальники – спортсмены. Хотя могут к тому, что считается спортом, не иметь ни малейшего отношения. У них свой спорт – начальничий. Называется он: подковёрная борьба.
Должен заметить, что тут мы наблюдаем пример сложности и противоречивости нашего мира. С одной стороны вышестоящий начальник – Бог для нижестоящего. Но в то же время его не покидает мысль занять его место. И тут в ход идут любые приемы, ибо для начальника вопросы морали и нравственности – не более чем приёмы в выступлениях на публику.
Здесь для наглядности можно вспомнить детскую игру в царя горы. Если кто-то не играл в неё в детстве, напомню. На ледяную или снежную горку карабкаются дети с целью оказаться на вершине. Они отталкивают друг друга всеми частями тела, чтобы стать царём горы. И когда кому-то это удается, другие начинают его сбрасывать, пытаясь занять его место.
Подковерная борьба начальников, хоть и не так примитивна и может быть растянута во времени, но в сущности не отличается от игры в царя горы. Поэтому положение любого начальника неустойчиво, ему приходится постоянно думать о многочисленных конкурентах, которые, как тараканы, лезут со всех сторон и из любых щелей. Но худа без добра не бывает, и именно это обстоятельство делает начальников стойкими, позволяет быть всегда в форме.
Другая характерная черта начальников всех мастей состоит в их стремлении скрыть от народа свои «святыни». Публично они, колотя себя в грудь, будут уверять, что являются поборниками морали и справедливости, что главная и единственная их святыня – забота о гражданах. Что только в этом их смысл жизни, только для этого они и вкалывают сутками напролёт, только ради этого и на свет родились.
Что удивительно, большая часть народа им верит и в этом заключается долгоживучесть и даже, я бы сказал, бессмертие начальства как «вида». Оно понятно, что в обществе всегда найдутся умники, которые насквозь видят истинную суть начальства и даже позволяют себе язвительные высказывания в их адрес, но начальников эта всегда малочисленная и, как правило, неспособная с ними справиться, категория граждан попросту не волнует, они ее элементарно игнорируют.
И все же иногда в обществе возникает то, что историки назвали «революционной ситуацией». И вот тут начальники демонстрируют своё положительное качество (говорят, чистого зла, как и чистого добра не существует). Оно состоит в том, что начальники, несмотря на непрекращающуюся взаимную конкуренцию, в такие моменты способны объединиться и поставить вышедший из повиновения народ на место.
А вот народ, как убедительно показала история, объединиться неспособен, и в этом залог вечного пребывания начальников у власти.