Лучший способ программирования мозга - незаметный. Мозг не должен знать, что его программируют.
При обучении это самый эффективный способ - учить так, чтобы ученик не понял, что его учат. К сожалению, этот способ практически не встречается. Как только мозг понимает, что его учат (а любое обучение - программирование), то сразу включается внутреннее подсознательное сопротивление. Даже в том случае, если я сам себя хочу чему-то научить. И я же учусь легко и непринуждённо, если я просто включён в деятельность, даже не подозревая, что она, в том числе, учебная.
Игра - один из таких способов включения человека в деятельность. Но там всё происходит понарошку, не всерьёз. А значит и эффект слабее. И потом, с определённого возраста игра уже перестаёт удовлетворять в качестве замены-подготовки к настоящей деятельности.
В Средние века (и немного позднее) ученика не учили, а просто включали в практическую деятельность. Он делал примитивные операции, смотрел вокруг себя и... программировался на свою будущую профессию.
Кстати, на подобном незаметном программировании основана эффективная деятельность профессиональных династий. В их рамках ребёнок незаметно для себя настраивается (программируется) на будущую профессию.