Как ни странно, но вопрос сложный, так как в слово "мечта" мы вкладываем много понятий и не отдаём себе отчёт в этом. Мечтой часто обозначаются грёзы, фантазии, желания, потребности и цели.
Грезы — это краткосрочное состояние, во время которого контакт человека с реальностью размывается и частично заменяется фантазией. Обычно они имеют вид особенно счастливых, приятных мыслей, надежд или амбиций. которые не стимулируют, не создают новую деятельность.
Желание, согласно А.Н. Леонтьеву, – это субъективное переживание потребности, оно осознанно и предметно. В отличие от мечты желание отнесено в настоящее и требует немедленного удовлетворения.
Цель – осознанный образ желаемого результата. Цель направлена в будущее, вместе с тем, она конкретна и принципиально осуществима.
В психологии на понятие "мечта" взгляды несколько рознятся.
Относя мечты к воображению, С.Л. Рубинштейн различает два вида:
- «бездеятельная, пустая мечтательность», которая «служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела»;
- мечта «действенного воображения», которая мотивирует деятельность и получает воплощение в творчестве.
Мечтательность - это создание образов желаемого из реальности. Но мечтательность не формирует намерение достижения и получение результатов. Например, ничто не мешает девушкам мечтать об олигархах, за которых они выйдут замуж.
Фантазирование - это создание образа далёкого от реальности. Например, мечта-фантазирование о собственной жизни на другой планете.
Б.И. Додонов отличает мечту от сильных желаний, которые её рождают, но ею не являются, и от грез. Он выделяет следующие критерии «настоящей мечты»: мечта всегда проявляется в работе воображения, в ней создается образ желаемого будущего, она ярко эмоционально окрашена, осознана и «прочно закреплена в личности». Б.И. Додонов выделяет два вида мечты:
- «мечту-игру»;
- «мечту-план».
Первая во многом характерна для детского и подросткового возрастов и это мечта, которую сами мечтатели осознают, как нереальную.
Согласно результатам исследования, проведенного Б.И. Додоновым, у половины опрошенных студентов мечта-игра в детстве переходила в мечту-план в более взрослом возрасте. Из этого следует, что подобные фантазии детей и подростков являются более ранней формой мечты-плана, и, следовательно, играют важную роль в развитии личности ребенка.
Таким образом, для одних людей, мечтательность снижает напряжение в сложных и негативных жизненных ситуациях путём ухода от деятельности и ее замены бесплодной фантазией. Такие мечты не имеют отношение ни к долгосрочным, ни к краткосрочным целям.
Для других мечта поддерживает мобилизацию, включенность человека в деятельность, позволяет удерживать образ желаемого будущего, сохраняет его и постепенно переформатируется в цели, в том числе и долгосрочные.