Да, финансовое подкрепление в виде денег или подарков может мотивировать к учебе, но никак не к осознанности и качеству усвоенных знаний. А не ради этого ли учатся наши дети?
Финансовое подкрепление, как и любой другой тип “вознаграждения” за учебу - это всего лишь внешний мотивационный стимул. Многие родители его используют, как быстрый и, как им кажется, эффективный инструмент для того, чтобы повысить успеваемость ребенка в школе или на курсах. Однако внешняя мотивация в процессе познания, творчества, открытия нового - не только не стимулирует этот процесс, но и наносит вред.
Психологи отмечают, что избыток вознаграждений (финансовых или каких-либо других) для тех видов деятельности, которые сами по себе должны быть вызваны внутренними стимулами, наносит вред внутренней мотивации: получение выгоды заменяет искренний интерес. Первичная мотивация должна всегда исходить изнутри: ребенку должно быть интересно учиться. Другой вопрос - как пробудить и “не потушить” этот интерес.
Очень показателен в этом плане пример уроков английского в школах. Малыши - первоклассники, как правило, всегда очень воодушевлены новым предметом, ведь это что-то совсем новое - как “магический язык”, который нужно разгадать. А спустя пару месяцев интерес пропадает, просто потому что “магический язык” оказался очередным скучным школьным предметом. Интерес можно подкреплять, например, техниками геймификации с элементами внешних стимулов (медали, соревнования, награды, миссии), но их получение ни в коем случае не может быть самоцелью.