Сейчас будет немного заумный, но очень интересный ответ.
Приготовьтесь, важное слово: интериоризация. Именно оно определяет суть всего процесса.
Что это такое?
Это усвоение из внешней среды значений и осмысление их в личностные смыслы.
Нам стоит поблагодарить за подробный ответ на данный вопрос культурно-историческую теорию в отечественной психологии и лично Льва Семёновича Выготского.
Далее его идеи в этой области развивал Пётр Яковлевич Гальперин. В теории поэтапного формирования умственных действий, он выделил шесть этапов. Процитируем всемирную энциклопедию:
1. Этап мотивации (создание личностного отношения к усвоению действий).
2. Формирование ориентировочной основы будущего действия. Ключевым моментом второго этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия и итоговыми требованиями к действию
3. Этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий. На данном этапе происходит практическое освоение действия с использованием предметов.
4. Этап внешнеречевых действий. На этом этапе действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы. Начинается процесс интериоризации внешнего действия (перенесения во внутренний план). По мнению П. Я. Гальперина такой перенос действия в речевой план означает не просто его озвучивание, но его речевое выполнение.
5. Этап внутренней речи про себя. На пятом этапе выполнение действия уже не требует внешней речи — процесс выполнения действия полностью переносится во внутреннюю речь (речь «про себя»).
6. Этап умственных действий. На последнем этапе процесса формирования умственных действий завершается его переход во внутренний план (действие для своего выполнения уже не требует речевой основы). При этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания.
На каждом из выделенных этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).
Так, последовательно познание переходит в понимание.
С целью ещё более глубокого проникновения в суть этого процесса предлагаю посмотреть на него со стороны этимологии русского языка.
Для поиска ответа предлагаю посмотреть на этимологию происхождения понятия "Понимать" - по+н+имать(ять). Забавно то, что и само слово "понятие" это редукция (упрощение) от "понимание".
Однако давайте приступим к анализу:
Приставка "по-" - имеет значение "идущий следом, после, в следствии".
Например, порок - после рока (сложного периода), поверие - в следствии веры, познание - возникающее из знания и т.п.
Другие примеры приставок:
"В-" - приближение;
"У-" - результат;
"За-" - взятие, перемещение к себе;
"При-" - приближение, движение к себе.
Префикс "н" - означает абстрактное, не материальное. Например, "понять" и "поймать", корень тот же.
Ещё примеры, унять, принять, занять, внять, понять (абстракция). Но, уйми, прими, займи, пойми (конкретизация).
Хватит уже обесценивать образное мышление, его... · 3 мая 2023
Понимание - более широкое понятие, чем собственно целостная картина какой-то научной области. Да и целостность этой картины, если вдаваться в подробности - условна, поскольку научные данные корректируются, дополняются... Читать далее
Пенсионер. Интересы в области философии... · 4 мая 2023
Понимание - естественный, стихийный динамичный процесс, протекающий в сознании автоматически, без существенного положительного влияния личностного фактора, который, однако, старается проявлять себя везде, структурируя и "упорядо... Читать далее
Слесарь по починке человеческих душ. Прихожу по... · 2 мая 2023
Я знаю, что основой понимания являются общение, реальность и афинити.
Отсутствие одного из этих компанентов не создаст понимания, потому как общение в разных реальностях приведет к ору и разбиванию голов. А общаться с... Читать далее
Классику мы ценим за вневременную актуальность... · 4 мая 2023
Понимание складывается из полного соответствия … Непонимание складывается из неполного соответствия выводов о фактах самим этим фактам, имевашим место в действительности.
Когда человек проявляет свою несвободу, он желает... Читать далее
Являюсь начинающим писателем. Увлекаюсь туризмом... · 4 мая 2023
Бегло пробежавшись по "Теоретическому познанию" заметил, что он, как практически все, что нас окружает, строится по принципу из четырех составляющих:
1) Проблема
2) Гипотеза
3) Теория
4) Закон
Смею предположить, что понимание... Читать далее
Понимание должно быть "чего-то". Чтобы определить понимание "чего-то", надо это "чего-то" объяснить самому-себе с помощью тех слов( понятий), значения которых для вас очевидны и не требуют никаких объяснений. Если Вы можете... Читать далее
Вопрос: Из чего складывается понимание? Является ли оно последней "стадией" теоретического познания?
Ответ: Понимание? Отглагольное существительное как действие-процесс во времени и конечный результат.
Это краткое... Читать далее
Религиовед, преподаватель. Темы: религиоведение... · 3 мая 2023
Вопрос :"Из чего складывается понимание? "
Понятийность складывается из СМЫСЛОВОГО "ОЗНАЧАЮЩЕГО", которое принадлежит автору ПЕРВОИСТОЧНИКА, а не от "означения" в пространстве множественности, в процессе познания Истории... Читать далее
Хобби - здравый смысл, но всё некогда им заняться. · 6 мая 2023
Вы спрашиваете, какие у понимания характеристики. А я бы сперва спросил, каковы его критерии, т.е., что считать пониманием.
На это вопрос ответил Конфуций: "То, что я слышу, я забываю. То, что вижу, запоминаю. То, что делаю... Читать далее