Интересный вопрос. Вопросы.
Не только интересные, но и важные. Так или иначе люди задавались подобными вопросами с древних времён.
Платон в
7-ой книге своего "Государства" уподобляет людей узникам воображаемой пещеры. Причём он скорее всего не сам придумал эту аллегорию. А только ясно выразил заключённую в ней мысль.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— это маленький кусочек большого диалога; для понимания стоит прочесть хотя бы седьмую книгу целиком, если не читали.
Однако уже здесь видна тень Вашего вопроса, не так ли.
Или наоборот, сам вопрос является тенью мысли Платона?
Или и то и другое — лишь тени истины…
По сути сформулированная Платоном и Вами проблема не решена до сих пор. Мы считаем наиболее точным знанием научное, но наука всё дальше отходит от "образов знакомых объектов".
Не говоря уже о полной картине мира.
Не исключено, что точная и объективная картина мира в принципе невозможна. Либо не будет собственно картиной…
Либо, как сказал бы, возможно, один из творцов квантовой механики, объективность и субъективность взаимно дополнительны — и для адекватной Реальности картины необходимо и то и другое.
Я лично думаю именно так.
Если это верно — то это верно для всякого человека.
Даже если он так не думает.
Поэтому для формирования наиболее точной картины мира необходимы научные знания и личный опыт.
Наука и искусство. Образование и работа.
Ум и чувства. Вера и знание. Подчинение и свобода.
Формирование, естественно, происходит не сразу. Поэтому не обязательно сразу учитывать все аспекты. Как часто повторял мой брат, начинать целовать можно с любого места.
Важно только понять, однажды, что Ваша картина мира неполна и/или неточна. И помнить. Как только забываете, объективность уходит.
Верно ли, что при принятии решений человек руководствуется своим опытом, «образами знакомых ему объектов»?
— отчасти. Во-первых, это когда он вообще чем-то руководствуется. Решения чаще "принимаются" безо всякого руководства. Во-вторых, человек всё же может руководствоваться своими или усвоенными им "идеями". Принципами научного метода, нравственными нормами, указаниями начальства… И т.д. Это ведь уже не объекты.
Если - да, то от чего зависит скорость формирование нового «образа»?
— от образования. Например.
А ещё от свойств нервной системы. Тоже например.
На этот из Ваших вопросов наука как раз таки может ответить; при некоторых допущениях. Только его стоит иначе сформулировать, поскольку "скорость" одна, а параметров много.
Какова вероятность столкнуться с «новой» ситуацией, но принять её за «старую»?
— 100%.
Вы непрерывно находитесь в новой ситуации.
Однако с учётом кавычек разница не столь существенна. Поскольку "новизна" зависит в первую очередь от Вас. Вот мотылёк летит вокруг лампы без тени сомнения — и для него в этом нет ничего "нового". И не будет, если лампу передвинуть или выключить. Хотя нам с Вами может показаться, что ситуация изменилась.
Необходима ли для человека на разных этапах его жизни своеобразная «сверка базовых образов» и как понять, что пришло время это сделать?
— необходимости нет. Можно жить с любыми образами до самой смерти. Так что время "сверки" определяется по желанию.
И стоит заметить, что базовые образы по природе своей не бывают "идеальными". Это образы; они просто есть. Мы им доверяем, примерно как научились доверять показаниям приборов, но они (как и показания) не представляют непосредственно саму реальность.
Она нужны для построения картины мира просто как строительный материал. Другого нет. А её точность и объективность определяются целостностью, структурой, отношениями между образами.
Любой образ хорош, если Вам нравится. Как образ.
Другое дело, что образов может быть недостаточно.
Поэтому (в частности) для формирования своей картины мира полезно много читать, ходить в театр, вообще заниматься искусством.
И музыкой, да. Любое творчество. Дело не столько в том, какой вид искусства Вам предпочтительнее, сколько в способности конкретного автора создавать новые образы.