Почему — трудно сказать. В комментариях к вопросу нет данных о вашей жизненной ситуации (о семье, отношениях с родителями), из которых можно было бы строить гипотезы.
Что это — есть разные варианты. Например, невроз, последствия психологической травмы или еще что-то.
Возраст — 12 лет — может свидетельствовать о подростковом кризисе. В сети множество публикаций, статей, учебных пособий по теме. К сожалению, они ориентированы на родителей / учителей / преподавателей. Найти что-то интересное, адресованное девочкам-подросткам, трудно.
Могу сказать только то, что этот возраст труден для большинства взрослеющих. Независимо от отношений в семье, наличия понимающих друзей, принимающих родителей, гормональные изменения мало кого оставляют в стороне от проблем.
Тело растет «как попало». У кого-то начинают быстро расти руки, у кого-то ноги, у кого-то грудь… Бывает так, что за время летних каникул самый мелкий шкет в кассе вырастает на две головы и дико стесняется своего роста, начинает сутулиться. Ему кажется, что все на него пялятся, даже когда на него не смотрят. Несбалансированный рост сам по себе приводит к нарушениям. У кого-то появляются головные / суставные / мышечные боли. У кого-то лицо / тело покрывается прыщами.
Подростничество — возраст, когда у большинства людей окончательно сформировывается / закрепляется самооценка. Происходит это в «боевых условиях». В норме во взрослом возрасте гормоны стресса (например, кортизол) вырабатываются в стрессовой ситуации. У подростка кора надпочечников «шарашит» как у взрослого мужика во время драки. Уровень стресса, который у взрослых возникает иногда, у многих подростков постоянен (бывают исключения).
Фактически, природа обрекла тех, кто переходит из детского во взрослый возраст, на мучительную инициацию. Этот период надо просто пережить. Надо смириться с тем, что ближайшие несколько лет будут боли, болезни, перепады настроения, бессонница, суицидальные мысли, ощущения ненужности, одиночества, неполноценности и другие.
В некотором смысле, даже хорошо, что вы замкнуты. Те подростки, которые открываются друзьям, доверяют им полностью, очень тяжело переносят предательство дружбы. Из-за трансформации тела, сознания, интересов дружеские отношения часто распадаются, меняются. Дружба с мальчиками иногда перерастает во влюбленность. Девчонки ссорятся из-за мальчишек, мальчишки из-за девчонок. Вчерашние друзья становятся заклятыми врагами и наоборот.
«Постоянно кажется, что все смотрят на меня "косым взглядом", плохо думают обо мне, не любят меня». Для подросткового возраста (если причина в нём) это — нормально. Если причина в другом (отношения в семье), то можно работать с этим разными способами. Было бы здорово, если бы у вас был кто-то, с кем можно делиться без страха мыслями. Может быть, близкая подруга, может быть, в школе есть кто-то из взрослых, с кем можно поговорить. Не обязательно школьный психолог. В школе у моих детей было несколько человек, с которыми можно было поделиться: учитель (мужчина), библиотекарша (бабушка), куратор школьного музея войны. Может быть, у вас тоже есть взрослые, которые умеют слушать.
Что надо понять: многие ваши соратники по несчастью (подростки, которым кажется, что их не любят, косо смотрят) переживают то же, что вы. Не все. Некоторые еще не доросли до уровня рефлексии (отражения, осознания). Некоторые еще не умеют делать то, что умеете вы — отслеживать своё состояние, переживания, мысли, излагать их в словесной форме. Некоторые научатся делать это только в 40 лет. Некоторые никогда не научатся.
Состояние не самое приятное. Рецепт такой: научиться этим управлять. Вы как будто бы «живёте в чужих головах». «Смотрите на себя со стороны чужими глазами». Учитесь «возвращаться в свою голову». Или «возвращаться в своё тело».
Упражнение 1. Как только поймали себя на мысли, что кто-то, глядя на вас, плохо о вас думает, сразу сделайте ответный ход. Посмотрите на него своими глазами (представьте, что вы в своей голове и смотрите на него из своих глаз) и проследите, что о нём думаете вы. Можно поочередно представлять себя «внутри своей головы» и «внутри чужой головы». Тренируйтесь мысленно «возвращаться в себя».
Если трудно проделывать такие упражнения мысленно, поможет тетрадь и ручка. Показалось, что кто-то смотрит на вас и думает о вас, нарисуйте его, себя и его мысли о вас схематично. Его (её) голова, от нее облачко, в облачке запишите мысль (допустим, «она странная»). Нарисуйте облачко (мысль) от своей головы. Можете там записать ответную мысль. Может записать ту же мысль («она странная»), как будто она исходит из вашей головы. Как вы себя чувствуете, ощущаете? Это тоже можно записать / зарисовать. Мысли, чувства, ощущения могут исходить откуда угодно. Например, забурлил живот. Можно мысленно к нему обратиться с вопросом «что ты хочешь сказать». Если придёт какой-то ответ, зарисуйте его в виде облачка (мысли), которая идет от живота. Запишите ответ.
Упражнение 2. Активируйте ощущения тела. Трогайте, щупайте, ощущайте. В психотерапии есть такой инструмент «сенсорные коробочки». Клиенту дают трогать и мять разные материалы. Тяжелые и легкие, мягкие и твердые, пушистые и гладкие, холодные и теплые и так далее. Подойдет всё, что можно взять / потрогать. Возьмите книгу, бутылку с молоком из холодильника, покрывало (любые предметы)… Оцените, насколько они тяжелые / упругие / плотные / твердые по отдельности и в сравнении друг с другом. Используйте любые поверхности (пол, стены, стол, холодильник). Насколько они гладкие / шершавые / скользкие / твердые / холодные. Сравните ощущения пальцев от ручки / карандаша / фломастера. То же можно делать на улице. Можно трогать деревья (стволы), листья, скамейки…
Отслеживайте любые ощущения тела, даже если вы ничего не трогаете. Например, как давит пол на ступни ног. Как давит спинка стула на спину. Как проходит еда по пищеводу. Как воздух заполняет легкие. Как заколка стягивает волосы.
Упражнение 3. Техника от Ф. Перлза (гештальт-терапия) «Вижу, слышу, чувствую».
Активизируйте органы чувств. Простой вариант: отслеживайте восприятия.
Если идете по улице и видите дом, скажите себе «я вижу дом». Слышите клаксон автомобиля? Скажите себе «я слышу сигнал машины». Чувствуете дуновение ветра на коже? Скажите себе «я чувствую холодок на лице».
Вариант сложнее: восприятие + ощущение в связи с восприятием:
1) «Я вижу… и ощущаю…» (визуальная, или зрительная модальность);
2) «Я слышу… и ощущаю…» (аудиальная, или слуховая модальность);
3) «Я чувствую… и ощущаю…» (кинестетическая, или тактильная модальность).
Например, «я слышу музыку и ощущаю грусть от неё», «я вижу школу и ощущаю дрожь в коленях», «я чувствую головную боль и ощущаю усталость из-за этого».
Отведите полчаса в день на выполнение упражнений. Каждое по 10 минут, или одно (которое больше понравится / подойдёт) 20-30 минут в день.
Техник много разных, но важно понять, что происходит именно с вами. Если проблемы в семье, рисунки с прогулками не помогут. Если есть возможность поговорить с близкими (родители), лучше попросить их о помощи. Может, поможет, если они просто выслушают. Может быть, они смогут обеспечить вам психологическую помощь, нанять специалиста. Если близкие — не те, кто может выслушать, ищите форумы по интересам. Существует множество сообществ, где подростки общаются между собой. Многие общаются в чатах внутри сетевых игр.
Другой вариант: переформулируйте вопрос. Опишите ситуацию дома. Отношения со старшими, братьями / сестрами (если есть). Если есть какой-то конкретный конфликт, опишите его. Если есть претензии к близким (не слушают / не слышат / не понимают), опишите это: что именно не хотят слушать / слышать / понимать.