Евгений совершенно прав; однако название всё же существует. О нём говорит Андрей Маслак в своём уточнении.
Это "проклятие знания".
Название неформальное. Ненаучное. Но есть.
Стоит лишь добавить, что это проклятие проявляется не столько в употреблении непонятных слов, сколько в забвении "знающим" собственной истории — порой очень сложного и даже мучительного для него самого перехода от незнания к знанию — а также в непонимании им различий между людьми.
Уже известная связь явлений кажется ему очевидной. Скрытая логика — ясной. Сложное умение — элементарным.
Непонимание нерадивым учеником "элементарных вещей" он может счесть обычной ленью. Или идиотизмом; при отсутствии или некоторой однобокости своего педагогического опыта.
Именно педагогического — студентов учить легче.
Курсантов тоже.
Евгений однако прав ещё и в том, что в отсутствие проблемы у самого преподавателя никакого проклятия нет, называть нечего.
То есть наблюдения со стороны недостаточно.
Мало того, употребление непонятных слов без объяснения на высокой скорости может быть обучающим приёмом.
Вполне эффективным, как ни странно.
Некоторые вещи практически невозможно изучить без погружения в язык. Многое мы умеем, не понимая слов.
Каждое слово имеет свою историю. Тем более — каждый научный или технологический термин. Все слова связаны друг с другом. Термины любой профессии — ещё сильнее. Вне этой истории и этой взаимосвязи их понимание неполно.
Однако даже если мы проследим развитие каждого термина в его связи с другими — для разъяснения этого потребуется не только время. Потребуются способность и желание ученика в это вникать.
При том что даже наука так не развивается. В ней зачастую появляются новые слова, которые ещё долгое время сами учёные не вполне понимают. Как ни странно, понимая при этом друг друга.
В значительной мере проклятие знания свойственно "всем нам".
Вы вот пишете про себя, что электрик.
А что такое, по-Вашему, электричество?
Ладно, это слишком абстрактно, возьмём конкретнее. Электрон знаете?.. Допустим.
Почти наверняка для Вас это "элементарные вещи".
А ведь каких-то полтора столетия назад люди не подозревали о его существовании. Франклин подозревал, но ему никто не поверил… Вру, в 1871 году Вебер высказал аналогичную гипотезу.
Я про электрон; электрический ток уже вовсю изучали.
Рентген (1845-1923) чуть ли не до конца жизни сомневался в существовании электрона.
При том что Плюккер (1801-1868) обнаружил светимость газов под воздействием катодных лучей (без малейшего понятия о них) ещё когда Рентген под стол пешком ходил.
Без истории понятия нет самого понятия; но мало кто даже из учёных эту историю изучает. Что уж говорить о практическом применении…
Мы пользуемся.
Нам со школы "очевидна" структура атома.
Некоторым, однако, бывает важно разобраться. Кто её выдумал, зачем, почему так. Добро пожаловать в клуб не самых умных.