Ваша мама меня осудит, но ей можно ответственность вернуть)))) Сказав, что если она не проясняет, чего именно хочет, то можно ничего с этим не делать. В целом ответственность -это способность/возможность/готовность встретиться с последствиями своих выборов, решений, действий. Т.е. взять ответственность означает готовность самостоятельно разобраться со всем, что последует за каким-то поступком или решением, включая компенсацию ущерба, если такой в результате наступит. Иногда в силу небольшого жизненного опыта, особенностей восприятия времени(нет четкого представдения о будущем), и недооформившихся механизмов поведенческой, социальной регуляции, дети и подростки не могут предусмотреть эти последствия своих поступков или неспособны возместить/компенсировать ущерб. Поэтому до определеного возраста ответственность за детей несут родители, устанавливая детям определенные границы.
Как пример: некий подросток, например, хочет бросить школу и играть в компьютерные игры круглыми сутками. Это будет означать, что он прекращает освоение способов зарабатывать на жизнь и социальную активность в реальности. В этом случае он может взять на себя ответственность за решение бросить школу, если станет полностью самостоятельно оплачивать и обеспечивать свою жизнь. Как правило, подростки не могут самостоятельно обеспечивать себя и свои нужды, плохо представляют последствия того, что не получат образование, поэтому решение, учиться или бросать и играть в комп.игры может принять за них только взрослый, который в этом случае несет ответственность, будут у этого ребенка равные социальные возможности, когда вырастет, или он будет в чем -то ограничен по сравнению с другими людьми. Поэтому 99% адекватных взрослых не разрешают бросать школы и вот это вот всё.
Тем не менее в более мелких вопросах подростки способны взять ответственность. Например, есть договоренность с родителями по поводу распределения домашних обязанностей; нарушение договоренностей влечет лишение какойто части карманных денег. Соответственно, можно принять решение не убираться, и при этом взять ответственность за последствия в виде минус скольки то карманных денег -или всех, если договоренности нарушаются постоянно. Второй пример: договоренность с тренером не пропускать тренировки, и тогда возьмут на соревнования. Соответственно, делая выбор в сторону прогулять тренировку, подросток берет ответственность, что он будет плохо подготовлен, и его на соревнования не возьмут.
т.е. ответственность можно брать, можно не брать, можно вернуть, можно передвинуть -зависит от способности/готовности встречаться с последствиями. Интересное заключается в том, что активная позиция по отношению к взятию ответственности даёт больше выбора -беря ответственность за что-то конкретное и не беря за что-то другое, я выбираю по сути последствия, с которыми готова встретиться. Если я ни за что не беру ответственности, то и выбор не делаю, и всё начинает происходить так, как устроилось само или устроили другие люди.