Эти люди в мире политики, моды, музыки, спорта — объекты зависти.
А.Ф. Ануфриев выделил следующие виды норм (от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо):
- статистическая,
- функциональная,
- конвенциональная,
- социокультурная,
- норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий),
- норма как описательная характеристика (положительный логический критерий);
- идеальная норма.
Другие исследователи добавляют идеологическую, феноменологическую, индивидуальную и другие виды норм.
Чтобы оценить психическое здоровье, надо выбрать:
(1) тип нормы,
(2) объяснительную модель (школу),
(3) задачи оценки психического здоровья,
(4) цели развития.
Пример 1. Хочу использовать (1) модель личности Б. Ломова, (2) «идеальную норму» и (3) поставить задачу: духовный рост. Модель Ломова говорит, что личность состоит из 3 уровней: познавательного, эмоционального и поведенческого. Социальная норма интуитивно подсказывает, что есть «люди действия», есть «эмоциональные», есть «умствующие». У одного сильнее развита одна сфера личности, у другого — другая. Поскольку я поставила в задачи духовный рост, мне от жадности хочется прокачать все сферы. Поэтому я все три оцениваю: эмоциональный интеллект, познавательный интеллект, поведенческую продуктивность. (4) Сравниваю с идеалами (учителями, чей уровень духовного развития кажется приемлемым). Ищу способы «дорасти».
Пример 2. Хочу использовать (1) модель Зейгарник с критериями различных нарушений познавательной сферы
https://studfile.net/preview/4166451/page:33, (2) критерии диагностики патологии («отрицательный логический критерий»), как учили в психиатрическом стационаре. (3) Ставлю перед собой задачу удостовериться, что нет психической дисфункции. Использую методики измерения памяти, внимания, мышления и других высших психических функций (ниже ссылки и примеры). Допустим, выяснила, что есть операциональные нарушения мышления. (4) Читаю, как возникают, почему возникают, как исправить, иду тренироваться.
Пример 3. Мне нужно оценить развитость эмоциональной сферы. (1) Использую модель уровней аффективной регуляции школы Лебединского, (2) положительный логический критерий (каковы мои достижения в развитии регуляции), (3) ставлю цель развития: расширить эмоциональный диапазон / научиться справляться с…. (4) ищу пути достижения желаемого.
Пример 4. Один и тот же феномен может быть одновременно нормальным и ненормальным в зависимости от критериев оценки, типа нормы, системы координат, точки отсчета. Можно для примера взять гомосексуализм. Раньше он считался клинической ненормой (патологией), в классификации болезней занимал место среди других сексуальных перверсий (половых извращений), таких как зоофилия, педофилия. После пересмотра социокультурных норм и введения толерантности гомосексуализм был исключен из списка патологий. Клинически — норма. Конвенциально (ученые договорились) — норма. Социокультурно — у многих вызывает протест. Статистически — по-разному в разных субкультурах. Очевидно, что в гей-сообществе гомосексуалистов статистически большинство, в гетеросексуальном сообществе статистическое большинство гетеросексуалов. Иными словами, многое зависит от того, что именно вы называете нормой: критерии, разработанные учеными или ваши мировоззренческие ценности / социокультурные нормы.
Пример 5. Раньше принципиальность считалась чем-то ценным, важным, «крутым». Принципиальный человек, который умеет отстаивать свои принципы, бороться за них, может быть даже умереть — вроде как герой. Но это было идеологической нормой. Клинически — патологией. Принципиальный, категоричный, догматичный, ригидный человек, не способный принимать чужие точки зрения, слышать оппонентов — заодно часто еще и нарушенный (если это не культурная норма). Например, нейродегенеративное заболевание, энцефалопатия, паранойя или что-то еще. У нас суицид — культурная ненорма, в Японии долгое время ритуальный суицид был признаком сохранения чести.
Пример 6. Вам говорят, что вы незрелы, ведёте себя как ребенок. Можно взять (1) модель личности из транзактного анализа (эго-состояния родителя, взрослого, ребенка), (2) отрицательный логический критерий (чего не хватает), (3) цели развития: восполнить недостающее, (4) разработать стратегию достижения желаемого. Например, в ходе диагностики выяснилось, что мой внутренний взрослый вполне себе жив-здоров, есть и логика, и этика, и объективность, и управление. Но туда трудно переключиться. Бунтующий внутренний ребенок обижается и не хочет становиться взрослым. Тогда цель развития — научиться переключаться. Иногда цель развития — «отрастить внутреннего взрослого» или «научиться отключать контролирующего родителя».
КРИТЕРИИ ПАТОЛОГИИ
Здесь важно понимать, что конкретно вы пытаетесь диагностировать. Например, есть такие критерии Ганнушкина–Кербикова для постановки пограничного расстройства.
Патология характера (психопатия) характеризуется тремя признаками:
1) тотальностью (захватывает все сферф жизни);
2) стабильностью (не меняется, не прогрессирует);
3) выраженностью вплоть до социальной дезадаптации.
Отсутствие хотя бы одного критерия по их мнению исключает психопатию.
Психотическое состояние поверхностно оценивается такой триадой:
1) неадекватность (человек делает не то, не так, не там)
2) непродуктивность (действия человека не приводят к результату, являются бессмысленными, нецеленаправленными)
3) некритичность (человек не осознает свое состояние / поведение / мысли).
Иногда включают аспонтанность, нарушение саморегуляции, самоконтроля, опосредованности, но чаще эти критерии вводят при более глубокой (не поверхностной) оценке.
Триада ПТСР (постравматики):
1) симптомы вторжения («флеш-бэки»),
2) симптомы избегания (избирательное отключение восприятий, избирательное забывание),
3) психосоматические симптомы (боли, болезни, бессонница и другие)
Есть такая «байка», что психически больной всегда считает себя здоровым, тогда как сохранный человек регулярно в себе сомневается. Отчасти это про снижение критики, отчасти выдумка. Так как не все здоровые люди мнительны, не все больные рефлексивны (осознают себя и своё состояние).
Есть такое определение: «Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния». Что тоже отчасти «байка». Больные часто не осознают ухудшения состояния именно из-за отсутствия критического восприятия / рефлексии собственного состояния.
Здесь https://clck.ru/33MQC6 большая качественная статья «Критерии разграничения психической нормы и патологии». Вне контекста описание нормы невозможно, так как норма — это «средняя величина», нужно указать границы, чтобы высчитать среднее.
Люди часто ошибочно берут за «точку отсчета» идеальную норму, причем идеал часто является нежизнеспособным, навязанным. Например, вряд ли жителю Мумбаи с плотностью населения 20 тыс. чел. / км² надо в качестве идеала представлять себя игроком в гольф. Есть «кастовая норма». Гольф-поля не для нищеты. Есть еще и «географическая норма». Где родился, там и пригодился. Рожденный в пустыне будет лучше переносить жару, рожденный в джунглях лучше справляется с тропическими инфекциями, рожденный в снегах хорошо переносит холод. Чукча в джунглях точно будет психом. Он не сможет адаптироваться и выжить. Один из главных критериев психической сохранности — способность адаптироваться.
В психиатрии для диагностики используется множество исследований. Например, исследуют познавательные функции пациента:
- уровень внимания;
- фокусировка;
- ориентация относительно окружающих, места и времени;
- немедленная, кратковременная и долговременная память;
- абстрактное мышление;
- поле зрения;
- проницательность.
Это не правильный или полный список, так как методики зависят от профиля больного. Если в стационар попадет дементная старушка, которая не знает своего имени и года рождения, врачи не станут исследовать устойчивость, врабатываемость, фокусировку ее внимания. Дадут нейропсихиатрические методики. Проверят как у неё с квазипространственной ориентацией. Понимает и различает ли она инструкции «положите карандаш перед коробкой / под коробку / в коробку». Может ли она самостоятельно завязать бантик на шнурках.
Врач соберет данные и проверит гипотезы о диагнозах с помощью тех методик, которые направлены на выявление именно этих нарушений.
Пример диагностических критериев состояния по МКБ-10.
F30 Маниакальный эпизод.
F30.0 Гипомания.
А. Повышенное или раздражительное настроение, которое является явно анормальным для данного индивидуума и сохраняется по меньшей мере 4 дня подряд.
Б. Должны быть представлены минимум три симптома из числа следующих, что сказывается на личностном функционировании в повседневной жизни:
1) повышенная активность или физическое беспокойство;
2) повышенная говорливость;
3) затруднения в сосредоточении внимания или отвлекаемость;
4) сниженная потребность во сне;
5) повышение сексуальной энергии;
6) небольшие кутежи или другие типы безрассудного или безответственного поведения;
7) повышенная общительность или фамильярность.
В. Расстройство не отвечает критериям мании (F30.1 и F30.2), биполярного аффективного расстройства (F31- ), депрессивного эпизода (F32- ), циклотимии (F34.0) или нервной анорексии (F50.0). Г. Наиболее часто используемые критерии исключения: Эпизод не может быть приписан употреблению психоактивного вещества (F10-F19) или любому органическому психическому расстройству (в смысле F00-F09)
Классификатор остальных психических расстройств https://clck.ru/33MPko с диагностическими критериями. Иными словами, когда вы спрашиваете, «что значит быть психически здоровым», вероятно вы спрашиваете, как узнать, что нет диагнозов, описанных на 100 страницах классификатора психических расстройств. Вероятно, надо прочитать классификатор или обратиться за профессиональной диагностикой.
Кто эти люди в мире политики, моды, музыки, спорта? — Мы этого не знаем. Личный / музыкальный / спортивный / модный бренд — это не сам человек и его личность / реальность. Мы не знаем, что нам показывают на сцене, а что остаётся за кулисами. Продукты творчества еще не есть сам человек. Даже опытные психиатры не используют продукты творчества как инструменты для постановки диагноза. Как дополнительные к основным — да. Но не как основные.