Несколько цитат:
Проведенное в Бостонском университете исследование показало, что религиозное воспитание оказывает заметное влияние на способность детей отличать вымысел от реальности, сообщает англоязычный портал io9.
В Бостонском университете было проведено состоящее из нескольких этапов исследование, в котором приняли участие дети в возрасте 5-6 лет. Сначала дошкольникам была рассказана реалистичная история о вполне обычном событии, и все они заявили, что главный герой был реальным человеком.
Однако во время следующего этапа стала видна четкая разница между детьми воспитанными в религиозной семье, и их сверстниками, получившими светское (нерелигиозное) воспитание.
Так, когда ученые рассказали им религиозные рассказы о божественном вмешательстве, включающие невозможные в реальной жизни события, то мнение детей о главном герое резко изменилось.
Дошколята, посещающие церковь или церковно-приходскую школу, назвали главного героя религиозных историй реальным человеком, в то время как дети со светским воспитанием уверенно заявили, что услышанное ими – вымысел.
Также различное воспитание отразилось и на суждениях детей, которые прослушали фантастические истории об использовании магии и нереальных событиях. Незнакомые с религиозными учениями дети чаще отличали вымысел от реальности, называя главного героя вымышленным. А вот их сверстники из религиозных семей, наоборот, принимали фантастику всерьез, объясняя нереальные события действиями бога.
По словам автора исследования, психолога Кейтлин Корривё, предыдущие исследования показали, что на веру религиозных детей в реальность персонажей может влиять "участие" в истории бога, но в результате проведенного исследования выяснилось, что они верят в фантастических персонажей и без упоминания его в рассказе.
– Результаты проведенной нами работы показывают, что религиозное воспитание оказывает мощное воздействие на способность детей отличать реальность от вымысла не только в религиозных, но и в фантастических историях, – подтвердила она. – То, что светские дети отнесли к категории вымысла, их ровесники с религиозным воспитанием приняли за чистую монету.
Психологи из Университета Чикаго провели несколько экспериментов с детьми в возрасте 5-12 лет из шести стран: США, Канады, ЮАР, Иордании, Турции и Китая. Всего в исследовании приняло участие 1170 детей.
Один из экспериментов позволял оценить степень альтруизма детей из религиозных семей и атеистов. Получив в подарок 10 наклеек, ребенок должен был поделиться ими с незнакомыми детьми.
В этом задании альтруизм измерялся средним количеством наклеек, которые дети захотели отдать другим. Дети из религиозных семей в среднем раздали меньше наклеек. Психологи также отметили, что чем старше эти дети, тем сложнее им делиться.
В другом задании дети просматривали мультфильмы, в которых один персонаж толкал намеренно или случайно другого героя. После просмотра детей просили оценить поведение героев и назначить наказание, которого они заслуживают.
Оказалось, что дети из религиозных семей склонны судить других более строго, чем дети из семей атеистов.
После экспериментов родители испытуемых заполняли анкеты, где ответили на вопросы о религиозных убеждениях, принципах воспитания и чертах характера, которые присущи их детям.
Выяснилось, что верующие люди чаще склонны наделять своих детей такими чертами, как доброта, эмпатия и щедрость, хотя на деле они проявляют их меньше.
«Исследование показало, что религиозность негативно влияет на детский альтруизм в разных странах. Также это ставит под сомнение необходимость религии для нравственного развития», – сказал руководитель исследования профессор Жан Десети.
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ (ЧАСТЬ АВТОРЕФЕРАТА)на тему «Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В последнее десятилетие российское общество характеризует не только экономический, политический и социальный кризис, но и кризис ментальности, утрата социокультурной идентичности. Лишенные прежних идеалов и ориентиров, россияне устремились к «трансцендентному», пытаясь духовно уцелеть посреди катастрофических сдвигов и трансформаций, сделавших зыбким социальное бытие. Религиозный ренессанс, начавшийся в российском социуме в первой половине 90-х гг., - следствие этой ситуации. Он неизмеримо обогатил духовную жизнь общества, но в то же время породил множество различных проблем.
Наиболее важной из них является рост конфликтного и деструктивного потенциала религиозной сферы. Это выражается в учащающихся конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, конфронтации религиозных и светских структур, интенсивном распространении в российской конфессиональной среде новых религиозных движений (НРД) с деструктивной направленностью. Религиозные конфликты, нередко сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, несомненно, способствуют дальнейшему повышению уровня социальной напряженности в нашем обществе. В этих условиях изучение дезинтегрирующего влияния религии с целью его минимизации имеет серьезную практическую значимость.
К сожалению, часто главная роль в оценке тех или иных религиозных движений и групп принадлежит не специалистам в области религиоведения, социологии, психологии, культурологии, права, а лицам, далеким от науки, чьи суждения определяются, скорее, их эмоциональным настроем и личными мировоззренческими ориентациями. Попытки решения проблемы гармонизации религиозной сферы без привлечения специалистов и проведения серьезных научных исследований могут привести к усугублению разногласий на религиозной почве и нарушениям фундаментальных прав человека. Активное участие российских ученых в обсуждении данной проблематики необходимо и в силу ее слабой разработанности на теоретическом уровне. Анализ аномалий, возникающих в духовном измерении жизни социума, нуждается в концептуальных «инструментах», с помощью которых возможна более глубокая и тонкая дифференциация подобных феноменов.