Прямо все?
Что ж, тогда это не отдельные способы, а группы.
Во-первых, формировать обстоятельства. Чтобы была возможность концентрироваться на своём развитии.
В частности, упорядочивать свою жизнь и мир вокруг себя. Порядок дома, на рабочем столе, порядок в делах. Да, стол важен.
Теоретически уже очень умный человек может обойтись без этого, особенно если у него есть "упорядоченная зона". Можно также передоверить это более умным людям. Если они захотят. Однако есть некоторый уровень беспорядка, за которым заниматься умственным развитием попросту бесполезно; не просто трудно. Когда остаётся рассчитывать на везение. Или помощь свыше. Проще и быстрее навести порядок.
Во-вторых, заботиться о здоровье, физическом и прочем.
Это называется "акусматика". Придумано ещё Пифагором. Вернее, названо; придумали до него. Правильное питание. Физическая культура. Правильное поведение; этика. Да, между прочим. От состояния организма и отношений с людьми зависят способности ума.
Когда в целом с этим всё хорошо, дополняется дыхательными и другими специальными упражнениями, напитками и едой. Например, как правило, полезны чай и орехи. Однако во многом питание и упражнения стоит подбирать индивидуально.
Без фанатизма: задача не стать суперздоровым суперменом, а поддерживать устойчивый гомеостаз без особого напряжения. То есть наоборот, ближе к аскезе: желательно тратить на своё здоровье минимум необходимого времени. Но — эффективно. То же самое касается отношений с людьми. "Редко, но метко".
В-третьих, собственно развитие ума, умственных способностей. Интеллекта. И различных умений.
Интеллект отличается от ума только тем, что подразумевает результат. Например, молчание и взгляд могут быть умными, но их не называют интеллектуальными. Впрочем, это лишь моё собственное понимание, не буду настаивать.
В развитии ума можно различить несколько аспектов. Я сгруппирую их для Вас в три:
- "снаружи в ум" — внимание, восприятие, запоминание, понимание, различение, идентификация, интепретация, поиск ассоциаций, выяснение значений, анализ и т.д.
- "в уме" — сопоставление, обобщение, абстрагирование, систематизация, кодирование, поиск оснований, критика и т.д.
- "из ума наружу" — умозаключение, формирование гипотез, целеполагание и планирование, программирование, доказательство, построение модели, нормирование и т.д.
Если грубо, в общих чертах, способности первой группы тренируются в основном коммуникативными играми и неподготовленным пересказом текстов (непроизвольные внимание, память, ассоциациативные связи) и специальными упражнениями (произвольные всё то же самое и остальное) — для чего так или иначе придётся много читать.
Для развития способностей второй группы самое главное, как ни странно — общение с более умными людьми. Хотя с менее умными тоже полезно. В первую очередь здесь важно развить способность принимать и удерживать в уме разные точки зрения — остальное развивается "по ходу дела". Это если получится. Если не получается, можно пока выбрать кого-то одного.
Способности третьей группы развиваются решением задач и вообще интеллектуальным творчеством. Чем разнообразнее и сложнее задачи — тем лучше.
Можно писать ответы, в частности. Это тоже задача.