Допустим, что что-то не так с борьбой за справедливость.
Когда, в каких случаях?
Наверное, тогда, когда борьба выражается в противостоянии: "Я прав, а ты - нет", или "Я прав, а ты - виноват". Добавляем сюда сверхобобщение: "Я всегда прав, а ты ваще кто такой?!" или "Я прав, вы все неправы". Далее по нарастающей: "Я …, а ты …, а вы …" Местоимение "мы" также фигурирует в словопрениях и боестолкновениях. "Мы - вон какие …, а вы - такие и сякие!" Обе стороны представляют себя беленькими, ангелоподобными ("С нами Бог!"), а противоположную сторону - чёрненькими, демоническими сущностями ("Ваше место в аду!"). В результате: "У-у-у! Щас мы вам тут устроим!"
Обычно это происходит в бытовых разборках, когда обе стороны стремятся победить друг друга и утвердить собственной превосходство. Терпящая поражение сторона вопит: "А нас то за що?" и "Поможите, добрые люди! Нас обижают!" Тут сбегается какой-то совсем уж иностранного вида народ, принимает сторону обиженных, и начинает закидывать санкциями обижающую сторону. Короче, и пошло, и поехало. Все за справедливость, а мира нет.
А причина - в узко понимаемой справедливости и недоговороспособности. То есть, в нежелании вести равноправные переговоры и договариваться. Хотя бы насчёт того, что считать справедливым для всех участников переговорного процесса.
Например, одна сторона считает, что справедливость - это когда "отнять и поделить" поровну - эгалитарная справедливость (Свобода! Равенство! Братство!"). Другими словами - горизонтальная.
Другая сторона считает, что справедливость - это когда "кто раньше встал, тому и тапки", или "я здесь сила и власть, а поэтому справедливо то, что я хочу". "Я сильнее, я умнее, я богаче. Поэтому все яблоки должны принадлежать мне. А вам - фигвам! Это уж если я сжалюсь над вами и поимею в вашу сторону милосердие, тогда, может быть, и вам что-нибудь достанется. Так что кланяйтесь и унижайтесь!" Это элитарная справедливость. Другими словами - вертикальная.
И вот с такими пониманиями справедливости эти стороны могут бороться до бесконечности. Пока кто-нибудь мудрый не придёт и не скажет: Привет! Вы все неправы. И все правы! Существует ещё одна разновидность справедливости - пропорциональная справедливость.
Это когда из общего продукта совместной деятельности все сначала получают поровну, а потом у того, кому не очень нужно или вообще не нужно отнимается, а тому, кому нужно или очень нужно, прибавляется. Так более стройный брат отдаёт своему более нестройному и даже толстому брату часть своего завтрака-обеда-ужина. Не в ущерб себе, но зато в сытость брату. А если толстый пытается похудеть, то отдаёт лишние непотребные для себя калории худому, который эти калории употребляет для получения энергии, идущей на спортивные мероприятия. И они всегда могут договориться при изменении своих желаний и намерений.
Таким образом, в справедливости есть стабильная часть, "уравниловка", и есть динамическая часть, связанная с ситуационными нуждами каждого члена общества.
Но когда динамическая часть превращается в статическую, возникает диспропорция, некрасивость и недобрость. Власть имущие засиживаются на своих тронах и гребут под них всё, до чего дотянутся их загребущие ручки. А ручки у них длиннннныыыыяяяяя.
И тут активизируется политическая борьба за власть, которая даёт возможность под благовидным предлогом радения о народе захапать себе как можно больше. И ведь каждый обижен, и каждый жаждет припасть пухлым рыльцем к кормушке. (Я не о всех, а только о политически сверхактивных гражданах).
В общем, справедливость - это такое понятие, которое не только понятие, но и чувство. Оно основывается на личной интуиции, эстетическом вкусе, рассудке, совести, а также на таких явлениях, как правда, право (система права), правосознание. Справедливость - это то, что с-правдой, с-правом, с-правотой.
И если борьба за справедливость основывается на нормах морали и права, то всё в ней так. Особенно, когда в юридической сфере царит мудрость (юриспруденция), замешанная на уме, доброте (доброй воле), разуме и свободе (свободной воле).