Это не феномен - это характер, неосознаваемая жизненная позиция, это опыт, полученный ребенком лет до 5. И выводы, которые он сам для себя сделал. Это беда этого ребенка, которая с ним осталась на всю жизнь.
Человек - существо любопытное, вернее- любознательное. Он от рождения интересуется всем новым вокруг, хотя бы для того, чтобы понять- что это такое и с чем его едят. Это вопрос выживания личности - ему надо научиться всему и выжить. Но делает это ребенок в своей уникальной жизненной ситуации, где учится каждый по-своему, смотря какая ситуация. И делает свои неосознаваемые выводы, выстраивает свою неосознаваемую жизненную позицию. Сначала ребенка учат ходить, говорить, учиться новому, а потом говорят: "Сиди на месте, не прыгай, не бегай, замолчи, не лезь, отстань" И даже наказывают за то, чему сами научили. Вот он и сидит, молчит, не лезет, ему уже не интересно… . У таких людей были "хорошие" учителя - это они их научили бояться нового, жить на основании своего детского опыта, который в 30, 40, 70 лет уже мешает жить, как виндоус 95. Этим учителям было удобнее с ребенком, которого посадишь и он будет сидеть вечно, даже если будет пожар. И тогда-то и наступают последствия того, что у человека не реализуется энергия, ни в творчестве, ни в хобби, ни в профессии… Хорошо, если он все же приспособился и остался здоровым, только не учится новому, не использует опыт других. А если нет -то здесь все: от шизофрении, преступности, алкоголизма и др. прелестей . А выбор -тоже зависит от характера человека и его неудовлетворенных потребностей. Но выбирает он сам.