Хорошее слово «браком» не назовут.
Стало не «модно», а «можно». Раньше развод «плохо выглядел» в глазах соседей, сослуживцев и партии.
Если без шуток, давайте посмотрим историю «института семьи». Каковы его корни. Мы знаем из материалистической философии, что «семья – это ячейка общества». Пропаганда семейной жизни, как «правильного бытия» велась потому, что семейными людьми проще управлять, так как им «есть что терять». Государству выгодно, чтобы люди были «связаны семенными обязательствами». Именно СВЯЗАНЫ. По рукам и ногам.
Перед коммунизмом на браке настаивали другие религии – христианство, католицизм, иудаизм и так далее.
«Браки заключаются на небесах» говорили молодым небогатым невестам, насильно выдавая их за богатых стариков. Угрозами заставляли их говорить «да» нелюбимому перед алтарём.
Является ли брак «естественным состоянием» для человека? История знает множество форм брака: групповой, гостевой, прогулочный, полигамный (полиандрический, полигинический), множественная моногамия и так далее.
Моногамный пожизненный брак (один мужчина и одна женщина на всю жизнь) – не типичная форма союза, которая не является «доминирующей» на планете.
Формы брака меняются в целях выживания популяции. Например, в племенах, где высока смертность охотников, групповой брак выживателен. Когда дети «общие», о них заботится всё племя. В противном случае, если бы отцы отвечали только за своих детей, то с гибелью отцов дети бы обречены на голодную смерть.
Знаменитый французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Стросс, который произвел революцию в антропологии, в 1949 году описал особенности брачных обычаев в бразильских племенах в книге «Элементарные структуры».
Изучая племена вместе со своей первой супругой – французским этнологом, антропологом, социологом и философом Диной Дрейфус, он ввел понятие «симметричных» и «асимметричных» браков.
Этот потрясающий творческий союз продлился 7 лет – с 1932 по 1939 год. Супруги вместе путешествовали по амазонским джунглям, собрали уникальные данные, произвели революцию в науке. Дина Дрейфус вместе с Марио де Андраде даже основала первое этнологическое общество в Бразилии.
Однако большую часть жизни (с 1954 по 2009 год) Клод Леви-Стросс провёл в браке с третьей супругой – Моник Роман.
Что мы можем понять из этой истории? Что «семейная реализация» – это не предел мечтаний, и не единственный способ жить.
Люди встречают друг друга для реализации разных задач.
Целью брака может быть рождение детей, финансовое благополучие, социальный статус, безопасность.
Могут быть развивающие цели. Когда двое помогают друг другу стать ярче, богаче, умнее, профессиональнее. Если на каком-то этапе люди понимают, что больше ничего не могут друг другу дать, только взаимно осложняют жизнь, почему бы не «расстаться друзьями»?
То, что в Советском Союзе было меньше разводов говорит лишь о том, что людям некуда было деваться друг от друга. Развелись бы, да «еще 10 лет стоять в очереди на квартиру». Счастливых, плодотворных, взаиморазвивающих союзов «на всю жизнь» – единицы.
Скорее надо ставить вопрос не «почему разводятся», а «зачем женятся», «почему выходят замуж». Ради бесплатного секса? Ради того, чтобы «сбежать от родителей»?
Сколько супругов до свадьбы обсудили планы на жизнь, цели на брак? Кто перед свадьбой договаривается по все ключевым сторонам жизни, брака, количеству детей? Кто обсуждает взаимные притязания и ожидания?
Сколько людей обсуждают до свадьбы политические, религиозные, сексуальные предпочтения, отношение к детям, родителям, изменам, деньгам, главенству в семье по различным вопросам?