Терпимость является следствием способности допускать своё незнание. Нетерпимость, следовательно, является признаком всезнайства. Всезнайка - это эгоцентрист, который считает, что его способ мировосприятия - единственно верный. Всезнайка называет себя словом реалист, потому что в отличие от оптимистов, пессимистов или верующих, он находится в реальности, а все остальные живут в сказке. У реалиста (эгоцентриста) привилегия на восприятие реальности, и, по его мнению, все остальные находятся в заблуждении, но не потому, что они воспринимают свою реальность, а потому что они осознанно и целенаправленно себе врут. "Он прав, потому что Я с ним согласен" - так говорит реалист. Реалист приватизировал реальность! Я отождествил реалиста и эгоцентриста, потому что реалист обязан быть эгоцентричным, т.е. воспринимать мир изнутри себя и ожидать, что люди читают его мысли, потому что единственные возможные мысли - это те, которые мыслит он. Правда, мыслей в этом "мышлении" нет, но это уже выходит за пределы обсуждаемого вопроса.
Именно эгоцентрист имеет потребность в том, чтобы быть терпимым, потому что другие точки зрения его раздражают. Раздражение это вызвано ощущением, что другие люди сознательно говорят то, что неприемлемо для эгоцентриста, чтобы его таким образом разозлить. Раздражение - это реакция на агрессию со стороны общества. Другие люди имеют целью разозлить эгоцентриста, и за это им приписывается неадекватность, тупость. С точки зрения эгоцентриста, у других людей есть злые намерения по отношению к нему. Они дразнят эгоцентриста своим существованием. Так как находиться в состоянии постоянного раздражения эгоцентристу некомфортно, он задаётся целью стать терпимым, т.е. научиться переносить агрессию других людей в свой адрес со смирением. Однако это противоречит биологической сущности - в ответ на агрессию невозможно быть спокойным, потому что ситуация не располагает к спокойствию. Эгоцентрист совершенно не понимает, как это удаётся быть терпимыми другим людям, ведь вокруг одни идиоты, которые только и гадят друг другу. Привычка терпеть никак не вырабатывается, и эгоцентрист примеряет на себя противоположную роль: "да, я такой - агрессивный и злой, не нравится - ваши проблемы!". Но эта позиция не приносит удовлетворения, и эгоцентрист не оставляет попытки научиться терпению. Проблема в том, что терпеть он научиться не сможет, потому что для него мир - это только тот мир, который воспринимает он сам. Терпимость нужна эгоцентристу для него самого, - чтобы избавиться от раздражения, которое он испытывает. Но объективно терпимость должна быть для других, а не для себя. Терпеть изъяны другого нужно для того, чтобы этот другой терпел твои изъяны. Но у эгоцентриста нет изъянов, потому что нет никакого другого способа быть, кроме того, который представляет себе эгоцентрист. В единственном способе быть изъяны невозможны.
Так как эгоцентрист приписывает свой способ мировосприятия всем другим людям, у него возникает ощущение, что все вокруг испытывают активную нетерпимость к нему самому. Люди склонны приписывать другим такое отношение к себе, которое они испытывают к другим сами. Возлюби ближнего своего - тогда ты будешь ощущать, что ближний любит тебя. Ненависть к ближнему приводит к ощущению, что ближний тебя ненавидит. Следствием негативного отношения к окружающим является неуверенность в себе.
Итак, эгоцентрист не может быть терпимым, потому что имеет плоское мировосприятие. Иными словами, для того, чтобы быть терпимым, нужно допустить другие способы мировосприятия, а другие способы мировосприятия являются следствием способности не-знать. Здесь уместно вспомнить судьбу одного "мастера по не-знанию" - Сократа, которому приписывают такие слова: "Я знаю, что ничего не знаю, но остальные не знают даже этого". Речь о том, что человек, узнавший о своём незнании, с удивлением обнаружит, что все остальные о своём незнании даже и не подозревают. Человеческих существ, которые находятся в состоянии непрерывного эгоцентризма, гораздо больше, чем тех, кто не-знает.
Возникает вопрос: зачем не-знающему быть терпимым? И что значит - быть терпимым - для не-знающего? Можно ли принять на вооружение принцип "у каждого своя правда" и в связи с этим принципом оставить всех в покое? Но ведь у этой "своей правды" должны быть какие-то критерии, основываясь на которых мы могли бы судить о том, возможно ли право на то или иное проявление правды?
"Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства" - так ответил Кант на наш вопрос.
Можно быть терпимым только к тому, что правильно. Терпеть то, что неправильно, - неправильно!