самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать · 2 дек 2022
Ответ содержит юмор. Местами не белый. Предупреждаю.
Далее — спойлер. Лонгрид.
СВОБОДА ВОЛИ — понятие западной философии, опирающееся прежде всего на античную этическую мысль и христианскую этику. Доведено до ума немецкими философами, преимущественно Кантом. К психологии не имеет никакого отношения — "от слова совсем".
Несмотря на это, психологи не могли пройти мимо этой "проблемы" и этого понятия, и радикально их обоих исследовали. Используя научный метод. Пока не решили. Экспериментально. Что свободы воли попросту нет.
Поэтому меня так удивил ответ Олеси… но об этом чуть позже.
Вернее, выяснили психологи это почти сразу, но верить в это им даже самим не хотелось. Поэтому дождались Либета. У которого данное моральное ограничение (верить немецким философам) практически отсутствовало — по причине происхождения — за что его впоследствии весьма критиковали.
Конкретно за неверную трактовку понятия, в частности.
Критиковали зря, поскольку сам Либет вовсе не был против свободы воли и отнюдь не считал свои понятия безупречными, а результаты экспериментов — какими бы они ни были — доказательством её отсутствия.
Описания не привожу, поскольку Вы легко найдёте его сами, заодно проверив и маленько развив таким образом свою собственную свободу воли.
Да-да, я считаю, что у Вас она вопреки всему присутствует.
Вопреки в том числе сравнительно недавним экспериментам немецких (?) нейро-психологов — то есть это я так их называю, их собственное самоопределение мне неизвестно.
Их исследование я вкратце опишу. Вернее, Данил Разеев:
Испытуемых просили в любой удобный момент нажать кнопку на одном из пультов, которые находились у них в правой и левой руке. Параллельно перед ними на мониторе появлялись буквы. Испытуемые должны были запомнить, какая буква появилась на экране в тот момент, когда они приняли решение нажать кнопку. Нейронная активность мозга записывалась с помощью томографа. На основе данных томографии ученые создали программу, которая могла спрогнозировать, какую из кнопок выберет человек. Этой программе удавалось предсказывать будущий выбор испытуемых в среднем за 6-10 секунд до того, как они сделали этот выбор
— кстати, в цитируемой статье есть пара интересных фраз о развитии у себя свободы воли.
Итак, что это.
К понятию приложили руку многие именитые философы и теологи, помимо Канта.
Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Боэций, Иоанн Скот Эуригена, Фома Аквинат, Иоанн Дунс Скот, Фрасиско Суарес, Эразм Роттердамский, Декарт, Лейбниц, Гегель, Шопенгауэр… естественно, это очень и очень сокращённый список, причём сознательно ограниченный "до-психологическим" периодом истории.
Поскольку на современную себе философскую мысль психология никоим образом не опирается, если не считать опоры на марксизм-ленинизм советской психологии; во всяком случае мне другие примеры неизвестны.
Тут я могу быть неправ; и это я не шучу.
Вернёмся к Олесе. На пару минут.
Сам по себе её ответ хорош, поскольку сознательно выражает личную точку зрения автора. Человек почитал, подумал, высказал мнение.
Однако он "верифицирован" многими экспертами, что может вызвать у читателя "иллюзию экспертности" самого ответа. Поскольку у нас на Кью состоялась целая дискуссия на эту тему — среди психологов — считаю важным сказать несколько слов. Контекст идеально подходит.
Обладаем ли мы свободой воли относительно оценки?
Это вопрос. Ответ на него мне неизвестен.
Я только знаю, что оценка может иметь мотивы и опираться на критерии. На то и другое можно влиять со стороны, и то и другое может быть осознанным, в том и другом возможны противоречия.
Мне, например, ответ Олеси нравится, нравится её личная точка зрения, нравятся многие другие её ответы, и я хочу как-то проявить своё отношение, хотя бы оценкой. Когда я вижу оценки других экспертов, это вызывает во мне двойственное ревнивое чувство. Одновременно желание присоединиться и опасение затеряться. Во всяком случае в отсутствие осознаваемых критериев я бы непременно оценил ответ положительно — но критерии у меня есть.
Кто прочитал описание эксперимента Либета, увидит параллель.
В целом я считаю верификацию скорее игрой, но предпочитаю играть по правилам. А какие у нас правила?
Это тоже вопрос. Если ответ на предыдущий положителен, в моей логике — и в логике ответа Олеси, кстати говоря — правила мы по крайней мере частично выбираем сами.
В частности, я крайне редко оцениваю точки зрения и мнения, в особых случаях. Скажем, когда такой ответ кем-то другим оценён как недостоверный. При этом стараюсь мотивировать свою оценку комментарием.
Однако это моё личное правило, оно "ненаучно" :)
Свобода воли, кстати, проявляется в рефлексии. И развивается именно путём рефлексии, на мой взгляд.
Посмотрим словари. Психологические:
…философское понятие, выражающее способность человека к моральному самоопределению, его моральной автономии, своеобразному интеллектуально-нравственному волеизъявлению. В современной биоэтике понятие свободы воли конкретизируется через такие понятия, как "свобода принятия решения", "свобода действия", "свобода выбора" и выступает в тесной взаимосвязи с нравственно-правовой ответственностью субъекта (Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011)
— то есть биоэтики считают свободу воли вполне существующей и родовым понятием для свободы действия, решив таким образом вековую проблему, согласно этому словарю.
…возможность самоуправления своим поведением. Если человек считает свои действия необходимыми, как бы они ни были для него трудны, хорошо управляет собой в соответствии с поставленной целью, то в этом и выражается его свобода. Чем лучше развиты личные качества (мировоззрение, характер, способности, самосознание), тем меньше внутренних трудностей (отрицательных чувств, неправильных знаний, вредных привычек), тем разумнее, а стало быть и свободнее, поступает человек. Свобода воли следовательно зависит от мотивов поведения, опыта человека, его привычек и убеждений (Военно-психологический словарь-справочник)
— здесь между свободой и свободой воли отсутствует граница, как если бы это было одно понятие. Именно для военных?
…категория этики как исходное понятие для оценки моральной воспитанности личности и противопоставление религиозной оценке поступков людей и вульгарному материалистическому определению их «линейным» (непосредственным) детерминизмом внешними условиями… …психология понимает свободу воли как активность личности и результат борьбы мотивов в этапах волевого действия при преобладании в этих мотивах содержательного (а не процессуального) — лежащего в основе моральных свойств личности, а потому и оценки моральной воспитанности личности (Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984)
— эту краткую статью я ещё немного подсократил, выдрав цитаты из Гегеля и Энгельса, поскольку они по сути противоречили друг другу безо всякого разъяснения.
Вы можете сами их найти, проявив (и ещё подразвив) свою свободу воли, если захотите. И сочтёте это действие необходимым, да.
Следующие две статьи довольно длинны.
СВАБОДА ВОЛІ / FREE WILL — философская категория, обозначающая способность субъекта делать самостоятельный выбор в соответствии с собственными желаниями автономно от внешних обстоятельств прошлого или настоящего. В философской антропологии классического либерализма свобода воли наряду с разумом считается основополагающей отличительной характеристикой человека и основанием фундаментальных прав и свобод. В ряде других философских систем реальность свобода воли ставится под сомнение или даже отрицается. Свобода воли представляет собой не только философско-антропологическую, но и этическую и эпистемологическую проблемы. С этической точки зрения свобода воли является необходимым условием моральной ответственности и в этом смысле перекликается с психологическим феноменом локуса контроля. В эпистемологии вопрос о существовании свободы воли связан с самой возможностью научного познания. С одной стороны, наличие свободы воли противоречит базовому представлению о приращении научного знания посредством установления новых причинно-следственных связей, поскольку свобода воли означает отсутствие внешней предопределенности. С другой стороны, отрицание свободы воли, закономерно распространяясь не только на объекты, но и на самого субъекта научного познания, представляет научное знание следствием внешних по отношению к нему причин, а не продуктом действий рационального агента. В современной психологии это противоречие решается посредством принятия компромиссной позиции, сочетающей признание свободы воли и частично ограничивающих ее внешних обстоятельств, — так называемого мягкого детерминизма. Особое значение свободе воли придается в гуманистической психологии с акцентом на потенциально неограниченные возможности для самовыражения и самореализации и в экзистенциальной психологии — с акцентом на личную ответственность. Скептическое отношение к идее свободы воли наблюдается в двух полярных направлениях психологии — во-первых, в биологизаторском подходе, склоняющемся к позиции жесткого детерминизма, и во-вторых, в некоторых версиях радикального социального конструкционизма, в рамках которого свобода воли рассматривается как конструкт, специфический для западной культурной традиции (М. С. Фабрикант, Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021)
— белорусы рулят. Однако следующая статья ещё круче. Отредактировал только грамматику и выделил абзацы —
…в психологии и в психологически ориентированной философии представлены две полярные позиции по вопросу о свободе воли. Согласно одной из них, в настоящее время тесно связанной с психологией и нередко представляемой в качестве основной в элементарных учебниках по общей психологии, свобода воли иллюзорна — и для того, чтобы иметь право называть себя учеными, психологи должны верить в то, что все поведение человека или весь его опыт полностью обусловлены причинными процессами, каждый из которых, в принципе, познаваем. Полярная точка зрения. на свободу воли, в наше время преимущественно ассоциирующаяся с философией экзистенциализма, заключается в том, что свобода воли человека реальна и вездесуща — в том смысле, что весь опыт и все действия индивидуума включают элемент свободного выбора, что при условии неизменности предшествующих условий у него всегда может быть возможность приобщиться к другому опыту или поступить иначе, чем он поступил. Что касается психологов, то нередко складывается такое впечатление, что их ярко выраженная детерминистская позиция основана на вере в то, что раз детерминизм воспринят естественными науками и принципиально важен для них, он должен быть базовым допущением любой истинно научной системы знаний. Квантовая физика оказалась перед необходимостью признать существование известной доли неопределенности. Условия, знание которых необходимо для безупречных психологических прогнозов, нередко включают внутренние процессы, которые не могут быть достоверно изучены без вмешательств, изменяющих сами эти процессы — а следовательно, и результат; это выглядит достаточно похожим на основание введения принципа неопределённости в квантовую физику, чтобы ратовать за распространение этого принципа на психологию. А если неопределенность признаётся неизбежной, разграничение свободы воли и детерминизма, которое вряд ли удастся надежно подтвердить, с научной точки зрения может оказаться лишенным смысла. Аргументы в защиту свободы воли преимущественно эмпирические. Совершая тот или иной поступок, человек нередко уверен в том, что мог бы поступить по-другому, мог сделать иной выбор; отсюда утверждается, что свобода воли есть базовый факт опыта. Этот аргумент не может избежать возражения, что причинные детерминанты, возможно, ещё не полностью идентифицированы и поняты. Другим прагматическим основанием выбора позиции по вопросу о свободе воли является то, какие последствия имеет выбор той или иной позиции для всеобщего блага. Сторонники жёсткого детерминизма нередко считают принятие их позиции необходимым условием убеждения людей в том, что человеческое поведение прогнозируемо и контролируемо, вследствие чего на будущее человечества можно повлиять с помощью "человеческой инженерии" точно так же, как на физические явления можно повлиять с помощью технологических процессов, основанных на законах природы. Возражения противников жёсткого детерминизма базируются на том, что подобная точка зрения лишает людей надежды на намеренное изменение (Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006)
— из этой статьи (если прочли) Вы можете заключить как минимум то, что Ваш вопрос для практического психолога весьма сложен. Свободы воли "нет", но без неё не обойтись. Философского понятия он как правило не знает, а авторы психологических словарей и учебников ничем не лучше Либета, по большей части. Порой даже хуже. Многие не понимают, причём тут вообще соединение свободы и воли в одно понятие, зачем оно так.
Вы сами по сути соединили в одном вопросе философию и практическую психологию; минуя психологию научную: "что такое" — это философский вопрос, а "как её развить" — практический.
Важен акцент.
Если прежде всего Вы хотите развиваться — это одно. А если в первую очередь Вас интересует определение или суть понятия — другое. В зависимости от акцента ответы будут разными.
Свобода означает, что человек может делать то, что он хочет. Однако, если такая свобода не сопровождается ответственностью, то она становится произволом, поэтому настоящая свобода – это всегда свобода с ответственностью. И, чем... Читать далее
В моем понимании "свобода воли" - это свобода принимать решения и действовать, невзирая на мнение большинства людей в соц.группе или обществе в целом, но в рамках норм и правил этого социума.
Например, человек волен... Читать далее
Что бы ответить на этот вопрос, нужно знать, или, вернее, договориться, что такое свобода и что такое воля. Если исходить из того, что свобода- это возможности, а воля- намерение\желание\целенаправленное действие\усилие\самодисц... Читать далее
Свобода воли - это возможность выбора действия.
Свободу "развить" невозможно, свободу можно получить, можно достичь ее или потерять. Свобода - это множество возможностей.
Чтобы развить волю, нужно научиться прислушиваться к... Читать далее
«Свобода воли — это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий». Сторонники детерминизма отрицают даже возможность такого выбора. Противники детерминизма считают, что свобода выбора... Читать далее
Психолог-консультант онлайн, эффективное общение, правильная постановка целей.Перейти на direct-psy.ru
Профессиональный психолог, доморощенный философ... · 2 дек 2022
М-да … Вопрос архисложный. Понятие свободы воли тянет за собой длинный шлейф других понятий, мнений и измышлений по этому поводу. Противоречивость этих мнений может запутать и свести с ума.
Внесу свою лепту в этот процесс сум... Читать далее
Да этого нужно знать что такое свобода и что такое воля. Вы уже видите, что слова почти синонимы. Свобода больше говорит о возможностях, а воля о желании.
Свобода мы говорим когда не видим препятствий к осуществлению... Читать далее
Наш мир состоит из объектов и субъектов. Собственно субъекты это тоже такие объекты, однако они имеют одну существенную особенность. Субъекты обладают способностью к выбору. Движущийся объект не способен самостоятельно изменить... Читать далее
С точки зрения психологии, свобода воли является сложным понятием, которое включает в себя несколько аспектов, таких как:
- Способность осознанно выбирать между несколькими возможными действиями;
- Способность руководствоваться... Читать далее