Мало кто признает, что зависть ему нужна, а когда она возникает, то выдаёт её за нечто другое. Но зависть есть и не даёт человеку покоя. Возникнув как эмоциональная реакция на успех ближнего, она может дорасти до "завистливости" - устойчивой черты характера. И тогда в её "разогретом" состоянии какие - то силы попытаются вывести из организма "самоунижение" как фермент зависти и направить её на разрушительную силу. Как видим, зависть скорее будет быстротечной без дополнительных вложений.
Но, что надо считать началом сгущения зависти, когда мимолётное завистливое чувство сменяется действиями в угоду собственной зависти? Где тот невидимый рубеж, переступив который мы даём некий шанс на развитие и укоренение в нас зависти? Или, другими словами, что пробуждает зависть действовать и в чём её сила?
Наш ответ будет таким: источником и действенной причиной зависти является непомерное Я — желание, при условии, что объектом зависти выступает успешный другой. Тогда целью зависти и волевым намерением будет разрушение данного объекта как в представлении, так, по возможности, и в реальной действительности. Но это всё ещё латентная стадия развития зависти, ибо есть основные элементы зависти, но нет ещё самих внешних действий. По мере становление целостных связей между данными элементами и характерных для них установок, значимость которых, безусловно, превалирует над нравственными ценностями, усиливаются душевные движения, которые и характеризуют сущность зависти. Именно на основе данных ингредиентов и происходит взращивание зависти. Ключевым элементом здесь является Я — желание, потому как связанные с ней метаморфозы приводят к появлению соответствующего объекта зависти и намерений, по его уничтожению. Поэтому есть смысл рассматривать Я — желание как движущую силу в становлении и развитии зависти. Помятуя, что Я — желание является не только движущей силой, но и приходится в некотором роде родителем зависти. Но будет ли Я - желание мотивировать рост личности без враждебности, что представляется маловероятной, или взывать к плохо скрываемой, а то и явной вражде, требует знаний многих переменных ...