Интеллект – фундаментальный атрибут общества. Это осознали в древнем мире, называя его различно, начиная со слова «слово» в Древнем Египте, что было использовано теологами в Библии. Его синонимом часто является слово «разум», также остающееся неопределенным. Выражение «Гомо сапиенс» свидетельствует о названии им психики людей. В мире широко им называют и психику животных, признавая интеллект животных. И со всем этим невозможно не считаться, определяя каждый раз из контекста, о чем пишут авторы. Актуально преодолеть эту неопределенность смысла и данного слова, что возможно с помощью философии как науки о науке, которая обеспечит теоретизацию наук с помощью диалектической логики. Версия решения данных проблем стала основанием следующей трактовки смысла слова «интеллект». Прежде всего следует определить системную структуру психики личности на основе дихотомной модели Порфирия. Запишем ее содержание следующим образом (поскольку Интернет ломает эту модель): психика \ врожденная (инстинкты)- приобретаемая \ жесткая (импринтинг) – мягкая \ эмоции – духовность \ воля- менталитет\ интуиция- сознание \ эрудиция- интеллект \ естественный (язык)- искусственный (разум)\ иммитационный – смысловой (мышле-ние)\математика – философия. На основе такой трактовки интеллектом названы правила языка (естественный интеллект, возникающий стихийно и порождающий знания) и искусственный (ИИ, созданный людьми, начиная с простейших внешних артефактов, помогавших жизни общества, скажем, бусы, муляжи и кончая современными электронными средствами). Главным же элементом ИИ следует считать мышление – математическое и логическое. Но если математика давно стала обы-денным сознанием, то логически не умеют мыслить даже ее профессионалы, что и следует считать главной проблемой современного общества. В связи с этим уместно напомнить мысль китайского сатирика Лао Шэ «у каждого дурака своя логика».