1) Это логически неверное суждение, созданное в ошибочной концепции времени как абстрактной идее чего-то бесконечно и вечно длящегося, времени как умозрительной шкале, на которую надо проецировать события истории неживой и живой материи. При этом время мыслится как нечто внешнее по отношению к этим событиям, оно не участник этих событий.
В природе нет времени.
Есть огромная масса материи, находящейся в постоянном движении качественно-структурных преобразований.
Время существует только как понятие в гносеологии.
Время - умозрительный инструмент, придуманный для упорядочения практики и теории научных исследований и для научной коммуникации исследователей.
Мы только в гносеологии можем умозрительно выделять какие-то фрагменты материального мира и исследовать их структуру, качества и процессы, происходящие в них и делать "открытия", обнаруживая причинно-следственные связи и оформляя это как закономерность (законы) для того или иного выделенного нами процесса.
Вот для оформления этой закономерности в теории исследователям и необходимо понятие времени, что бы описать смену состояний исследуемого процесса - что следует после чего, и что сколько длится, и когда ждать чего-то согласно логике выявленной закономерности, зафиксированной в теории.
В каждом относительно автономном материальном образовании материального мира имеется "своё" время (для своих процессов), определяемое структурой (плотностью) этого образования, создающей условные для исследователя границы между материальными образованиями.
"Время" во Вселённой соотносится с "временами" входящих в неё материальных образований как целое и часть. Как известно, часть несёт в себе свойства целого.
2) Это тоже ошибочное суждение, созданное также в ошибочной концепции времени.
Материя находится в постоянном движении качественно-структурных преобразований.
Преобразовательность - это главная характеристика основного свойства материи.
Причина - это понятие гносеологии. В материи нет причин, тем более бесконечно "длящихся" и образующихся бесконечно длинные цепи.
То, что в одном процессе, мы обнаружив его причинно-следственную закономерность, считаем причиной, в постоянно движущейся ткани материи и в другом сопряжённом процессе, оно таковым не является.
Понятием причина пользуются исследователи и мы вслед за ними для характеристики закономерностей в каких-то определенных процессах, протекающих в том фрагменте материального мира, о котором идёт речь.
Беда современной философии и науки состоит в том, что мы свои теоретические модели начинаем воспринимать как реально материально существующие в природе.
Когда у нас возникает впечатление, что в каком-то фрагменте материального мира начинается хаос, это верный признак того, что наша теоретическая моделька этого фрагмента стала маловата для него. Мир ушёл вперёд.