Осмысление ответа зависит от понимания смысла слов «понятия», «философия», «метафизика», «наука», а в целом главной проблемы науки 25 веков - ее теоретизации и овладения ее органоном – диалектической логикой. Вне этого мысли каждого человека для других оказываются парадоксальными и даже научным жульничеством или по крайней мере «птичьим языком»
1. Средневековые философы достаточно четко указали смысл слова «понятия» - образы в мозгу, обозначаемые так или иначе, обычно словами. Теоретизация их духовного наследия на основе кумулятивного ряда: идеи→ мысли →образы → представления→ понятия. Он показывает разные уровни восприятия людьми объектов реальности. Понятия – атрибут теоретической науки, системно объясняющей субстанцию объекта
2. Рационально считать синонимами слова «философия» и «метафизика», хотя сейчас часто трактуют их иначе. Философия - наука о науке (см. диалог Платона «Хармид») как основание теоретизации наук. Метафизикой часто признают версию философии, обеспечивающую интеграцию результатов эмпирических исследований науки. И ранее это было рационально, но давно нет – общие теории наук могут и разрабатывают их представители. Скажем, политэкономия - общеэкономическая наука и введение в систему экономических наук. И ее могут разработать только экономисты, а не философы.
3. Соотнесение философии и науки зависит от понимания их сущности. Объяснение науки на основе кумулятивного ряда: отражение- информация- идеи – идеальное – знание – наука – постнаука. В таком случае наука - априорные знания, существующие в меру научения им подрастающих поколений. При таком понимании науки не возможна вненаучная философия – маугли не могут ее создать вне научения существующим мыслям о ней. Философия – не антипод или антитеза науки, а одна из ее форм, призванная обеспечить ее прогресс теоретизацией на основе когнитивных методов
4. Ответ на вопрос по существу базируется на понимании философии как науки о науке, обеспечивающей прогресс науки её теоретизацией. Содержание (контент) философии представляет собой множество (систему) когнитивных понятий, обеспечивающих объяснение духовности, менталитета, интеллекта людей как основания их жизни, их динамизм и структуру (систему), их становление на основе стихийного и сознательного их развития и восприятия.
5. 25 веков происходит становление философии как науки о науке и ее основоположники создали ее в целом, но в последние два века началась борьба с ней, порвали преемственность с классической философией и подменили ее филодоксией. Без преодоления филодоксизации философии общество не выживет в третьем тысячелетии. А поэтому и актуально осознать проекты ее основоположников, начиная с Платона, Аристотеля и их последователей: философия – наука о науке по Платону, и ее теоретизация на основе диалектического мышления…. Средневековых их последователей, интегрировавших логику и диалектику в диалектическую логику, И. Канта, завещавшего создание единой, стабильной, универсальной и т.п. философии как науки о науке и т.п. Все это должно стать содержанием философской революции как основания интеллектуального и теоретического прогресса общества, ставших обыденным сознанием народа.