Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Удалось ли философам XIX-XX веков превзойти философию Гегеля?

Интересны мнения по вопросу «Удалось ли философам XIX-XX веков превзойти философию Гегеля?»
Если удалось, то кому и по какой теме, по какому направлению? Если не удалось никому, то в чём может быть причина?
Для проведения сравнений по конкретным аспектам могу предложить хороший обзор по философии Гегеля.
«Гегель», Богатырёв Д.К., доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 3. Стр. 378-379.
ФилософияXx век+2
kinetics-time engineer
  ·   · 14,1 K
Занимаюсь доказательной аналитической философией...  · 31 янв 2023
Ну вы же все в курсах, что ОЦЕНКУ ТЕОРИИ даёт ея АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА. А философия Гегеля — она анти-аналитична, и даже бессмысленна, ибо постулируя некое диалектическое Единство противоположностей и снижая роль логики в восхождении к основам Знания, то отмечается следующий, по Парадоксам Сознания у Д.Юма, обнаруженный Л.Витгенштейном парадокс, что :
Если всё можно привести в соответствие некому правилу, то всё можно привести и в противоречие с ним, и тут нет ни соответствия, ни противоречия, как полное отсутствие смысла, АБСУРД, чем в своих постулирующих основах философия Гегеля таки и оказывается.
Так что ВЫВОД таков, что философию Гегеля невозможно превзойти по той простой причине, что она Абсурдна, а Логически — Абсурд всегда тождественен любому другому Абсурду, и потому уровень философии Гегеля можно тока повторить, как допустим тому соответствуют "Филькина грамота", бред сумасшедшего и всё такое прочее, ибо большего Абсурда, чем, собственно, Абсурд — не существует, как то, что полное отсутствие смысла — оно и в Африке, и в любой эпохе, и в любом "возможном мире", на весь Универсум — есть тем же самым полным отсутствием смысла, не более (ну и не менее так же).
В своей работе «Взлёт и падение аналитической философии» Николас Решер очень удачно выразился в отношении гегельянства вообще, в комментировании высказывания Дж.Остин о Знании, что в его понимании наилучший обзор становления и развития аналитической философии дан в соответствующих главах замечательной книги по истории философии (Passmore J. A Hundred Years of Philosophy. London, 1957 («100 лет философии»)), и в то время, когда эта книга лишь начинала распространяться, гегелевская Сова Минерва (предвестник академического омертвления) только начинала свой полёт над областью аналитической философии {{как раз и породив этот гигантский пласт совершенно аналитически несостоятельных (и параноидально непримиримых идейно) дискутантов (чаще всего кащенитского толка), именно умертвляющих философию — Моя Н.Р. вставка}}.
Против постулируемого философией Гегеля тотчас же восстали философы Экзистенциалисты, в первую очередь Артур Шопенгауэр, который считал что лучше вообше быть атеистом, чем лицемерно и превратно верить в Бога, как то примечательно у Гегеля. Вот что говорил Áртур Шопенгауэр о Гегеле — «… так называемая философия этого Гегеля — колоссальная мистификация, которая и у наших потомков будет служить неисчерпаемым материалом для насмешек над нашим временем: что это — есть псевдофилософия, расслабляющая все умственные способности, заглушающая всякое подлинное мышление и ставящая на его место, помощью беззаконнейшего злоупотребления словами — пустейшую, бессмысленнейшую и потому (как показывают результаты) умопомрачительнейшую словесную чепуху; что она, имея своим ядром неведомо откуда взятую и вздорную выдумку, не знает ни оснований, ни следствий, т.е. ничем не доказывается и сама ничего не доказывает и ничего не объясняет и к тому же, лишённая оригинальности, является простой пародией на схоластический реализм и одновременно на спинозизм, …».
  «В целом, гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных идей. … Нет лучшего средства в деле успешной мистификации сознания людей, как выложить перед ними нечто такое, что невозможно понять. …
В гегелевской философии явственно заметно намерение добиться милости монархов сервильностью и ортодоксией. Ясность цели пикантно контрастирует с неясностью изложения, и, как клоун из яйца, вылупливается в конце толстого тома, полного напыщенной галиматьи и бессмыслицы---благодарная салонная философия, которой учат уже в начальной школе, а именно — бог-отец, бог-сын и святой дух, правильность евангелического вероисповедания, ложность католического и т.д. и т.п.».
  Христианство, полагал основатель Existenz-философии Кьёркегор, имеет 2-х могущественных противников: неразмышляющего прихожанина и гегельянца. Первый из них был бы шокирован, услышав, что ему ещё нужно учиться, чтобы стать христианином; он воображает, что он уже христианин благодаря тому, что живёт в христианском обществе. Он уже считает себя христианином qua «добрый гражданин», а совсем не потому, что решил им (христианином) стать — в иных обстоятельствах он был бы магометанином или индуистом. Его христианство безлично, это — религия чиновника. Точно Точно (как и неразмышляющий прихожанин в Церкви), то так же и гегельянец пытается обезличить364 философию; он напыщенно выносит «приговор» с высоты называемого им философией, словно она может быть чем-либо ещё, кроме устремлений индивидуальных философов. Абстрактное и безличное мышление имеет свою цену (это готов признать и Кьёркегор), но оно совершенно неприменимо к человеческой ситуации. “Оно всегда уводит от человеческого существа, чьё существование или не-существование становится бесконечно безразличным, что вполне верно с объективной точки зрения”. Например, математику никак не заботит моё существование или не-существование. Но эту абстрактность нельзя доводить до крайности, до полной отмены субъективности, не впадая в противоречие — ведь даже математика есть творение человека. И в этом смысле Existenz (существование человека) предшествует его {обще-сознательной} ”сущности”, т.е. абстракциям безличного мышления. Экзистирующий “субъект” предшествует науке и не может быть редуцирован в научный объект----Джон Пассмор - Экзистенциализм и феноменология (с. 363-364).
Кьёркегор: человеческое существование — Датский философ, теолог и писатель Сёрен Кьёркегор (1813–1885) предпринял дерзкую попытку атаковать спекулятивную философию в лице самого могучего её представителя Гегеля. И до Гегеля (пишет Кьеркегор) немало было философов, пытавшихся объяснить ход истории. Но Гегель, заявляет Кьёркегор, оставил в стороне (выкинул) главное – конкретного человека. Если у философа есть только понятия, у него нет конкретных существ, "Я" и "Ты" в своей неповторимости и незаменимости. Но когда человеческое существование (экзистенцию) и всё человеческое пытаются запрятать в клетку системы, результат получается комический. Философия, строящая всеобъемлющие системы, подобные гегелевской, на деле смехотворна: она говорит об Абсолюте, потеряв из виду человека. Доктрины, упускающие свой главный предмет, подобны, заключает Кьеркегор, "вороне и сыру, выпавшему изо рта, в момент приступа красноречия". "Единичный", индивид (Личность) – вот категория, с точки зрения которой следует рассматривать время, историю, человечество. Кьеркегор, не занимался непосредственно экономическими или социально-политическими проблемами, он попытался ответить на вопросы, связанные с кризисом личности, что в дальнейшем стало одной из основных тем европейской философии XX века.
 Основные этапы развития логики (Логика) — Всё содержание традиционной формальной логики можно изложить чётко и прозрачно в терминах символической  логики. Чем более абстрактно и формально строится теория, тем более очевидна в ней роль логики в обосновании строгости рассуждений.  [[[Что было грубо нарушено Гегелем — В XIX веке Г. В. Ф. Гегель создал диалектическую ({якобы} метафизическую{?}) логику. Не осознавая осуществляемый в логике поиск адекватных методов исследования мышления, он писал, что «это лейбницево применение исчислений комбинаций, к умозаключению и сочетанию других понятий не отличалось от пресловутого луллиевого искусства ничем другим, кроме большей методичности с арифметической точки зрения, вообще же не уступало ему в бессмысленности». Гегель предложил новый тип логики — диалектическую логику. Значимость формальной логики Гегель ограничивал лишь низшей ступенью мыслительной деятельности.]]]  Потому, математика, как предельно абстрактная содержательно-семантическая система---именно своей предельной абстрактностью, показательно даёт исследовать и максимально возможную точность и строгость рассуждений, вообще. (Мой пост Гегель против логики)
А так ли это на самом деле(?) — будет легко понять и из знакомства с данным разделом моего (1. - Гл 3, Ч 4, почти с самого начала) произведения, да и просто из анализа удивительно часто встречающейся тупости гегельянцев, хотя невозможно почти никогда встретить тупых гуссерлианцев, или тупых платоников (сократиков) с тупыми спинозистами. Т.е. яблочко от яблони далеко не падает, ну и порождает себе подобное, как философия Гегеля порождает и подобных "своей правде" единомышленников, столь же тупых.
В критике Гегеля — Тренделенбург изобличает коренные ошибки гегельянской логики:
•   Гегель, описывая процесс «чистой мысли», упускает из виду неустранимость из этого процесса элементов созерцания и движения, без коих диалектическая эволюция мысли невозможна и которые втихомолку «забегают вперед и прислуживают» этому развитию.
•   Стимулом для развития диалектического процесса — является у Гегеля логическое отрицание, смешиваемое с реальным противо-полóжéнием, между тем как то и другое представляют между собою лишь аналогию.
•   Непрерывность и равномерность диалектического процесса в логике Гегеля нарушается тем, что в его изложении нередко новый круг мыслей сильно отстаёт от старого.
•   Историко-философские моменты по диалектическому методу не соответствуют хронологической эволюции в истории философии.
Ну и наиболее детальный со ссылками на источники анализ философии Гегеля провёл отец Американского Прагматизма Ч.С.Пирс. Вот ссылка 1. - Гл 3, Ч 4, где после аннотации почти сразу приведена мною эта мною же улучшенная логически, выжимка из писем Пирса к предворному семантику Английской Королевы – Леди Уэлби. И Пирс доводит именно логическую несостоятельность постулируемого в философии Гегеля, которого Пирс явно не любил, хотя и упоминал, но только как пример того, что феноменология была естественным философским детищем всей философской мысли, всех, кто считал себя мыслителем, что подтвердил в том числе и Гегель, как указывал Пирс.
Батенька мой, Гегель не вывел "некое диалектическое единство противоположностей", а постулировал Вселенский (абстра... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 7 янв 2023
Слово "превзойти" имеет три значения.  Если "превзойти" означает "включить всю систему Гегеля в свою философию, но пойти при этом гораздо дальше Гегеля", то это никому не удалось, потому что последующие системы XIX века были... Читать далее
Ваши ответы дорогого стоят. Спасибо. 
Преподаватель истории, философии и психологии. Тем...  · 7 янв 2023
Это крайне сложный вопрос, потому что крайне субъективный. Здесь как с писателями. Кто- то считает Акунина более великим писателем, чем Толстой. И ведь опровергнуть рациональными методами это, в принципе, невозможно. Так и... Читать далее
Спасибо за Ваш ответ. Да, субъективность мнений по такому вопросу, как и по многим вопросам философии, религии... Читать дальше
Пенсионер, философ-дилетант, придерживаюсь маркси...  · 17 янв 2023
По-моему сам дискриминирующий подход "превосходства" одних философских учений по отношению к другим некорректен. Философия в отличие от науки строится на принципе "внутренней непротиворечивости" при соблюдении законов логики. Ко... Читать далее
Доброго дня. Дело в том, что для понимания уровня философии Гегеля необходимы "ключи", так как его философия... Читать дальше
Инженер-электронщик, увлекаюсь западной...  · 9 янв 2023
Этот вопрос можно перефразировать так - удалось ли писателям XIX-XX веков превзойти творчество Толстого? Поймите, философия это не спорт, в котором можно победить другого спортсмена и, таким образом, его превзойти. Философия... Читать далее
Впервые встречаюсь с мнением, воспринимающим философию как направление в культуре, а книги и трактаты философов... Читать дальше
Описание моего профиля  · 31 янв 2023
Мое мнение следующее: 1. Развитие философии как формы мировоззрения неразрывно связано с историей социума. Оно отражает его запросы, чаяния, оно категоризирует реальность (во всех ее видах) составляя набор целей познания и... Читать далее
Писатель, философ, художник, музыкант  · 17 февр 2023
Естесссно! Маркс, Энгельс, Ленин. Они не только превзошли Гегеля, но и опередили своё время на много веков. О них будут помнить и чтить, когда уже о Гегеле вообще забудут. Из логиков назову Александра Зиновьева. В XXI веке... Читать далее
Уважаемый, Александр, имею основания с вами не согласиться (про А.Арк), ввиду что ничего там не доказывается, т.е... Читать дальше
Пенсионер. Дилетант.  · 9 янв 2023
Если про философию, то "превзойти" несколько, мягко сказать, некорректно. Как никакая другая наука , философия чтит свои корни. Как-то так, пью кофе и думаю о борьбе противоположностей
Религиовед, преподаватель. Темы: религиоведение...  · 7 янв 2023
Вопрос: "Удалось ли философам XIX-XX веков превзойти философию Гегеля?"  Философия XIX-XX вв. еще более усугубила проблему онтологического представления о мирозданье и породила онтологической спор между реалистами и номиналистам... Читать далее
Спасибо Вам за такой обстоятельный ответ. Сразу видно, что Вы хорошо знакомы с тяжёлой терминологией Гегеля )) Допо... Читать дальше
Фундаментальные и перспективные исследования -...  · 26 апр 2023
Пришло время для подведения итогов по полученным ответам на заданный вопрос. Конечно, нет ничего удивительного в том, что касательно философии Гегеля не было получено в достаточной и приемлемой мере квалифицированного... Читать далее