Пришло время для подведения итогов по полученным ответам на заданный вопрос.
Конечно, нет ничего удивительного в том, что касательно философии Гегеля не было получено в достаточной и приемлемой мере квалифицированного ответа.
Так как на самом деле пока ещё сложно найти и в образовательных программах, и в Интернете тексты, статьи, книги, мнения и суждения, в более-менее компетентной форме отображающие и философию Гегеля, и уровень, достигнутый Гегелем в его работе.
Причина в том, что философское наследие Гегеля в существенной доле своего содержания опередило не только философию XIX-XX веков, но также и ряд фундаментальных областей физики XX века и начала XXI века. В частности, о корреляции времени и пространства, выявленной в первой половине XX века в ходе создания Специальной теории относительности, Гегель отмечал ещё в начале XIX века. А используемую до сих пор в ядерной физике трёхмерную модель атома Гегель ещё около двухсот лет назад называл ошибочной (что до настоящего времени физиками-ядерщиками ещё похоже не принято к рассмотрению). Кроме того, ещё два века назад в книгах Гегеля обнаруживаются элементы рассмотрения Вселенной с точки зрения биорелятивистской космологии, в то время как в современной науке Вселенная пока ещё рассматривается с уровня понятий релятивистской космологии, т.е. с точки зрения системы представлений, являющейся предыдущей перед созданием биорелятивистской космологии.
Со своей стороны в качестве эффективного инструментария для достижения намного более обширного понимания философского наследия Гегеля могу предложить следующую информацию.
(Отмечу сразу, что использование этого инструментария может серьёзно повысить результативность в работе не только философов, но и физиков. Так как применение данного инструментария позволяет обнаружить, что в современной физике ещё не создано очень значимое направление, отсутствие которого и не позволяет до сих пор преодолеть образовавшийся в науке научный кризис.)
И так - три "ключа", позволяющие открыть для понимания философию Гегеля:
Открыть доступ к пониманию (прежде необъяснимых) текстов Гегеля позволяет применение трёх смысловых "Ключей".
"Ключи" были выявлены при исследовании достижений современной науки – от теории относительности, астрофизики, электродинамики и ядерной физики до генетики, ботаники и IT-технологий.
Исследования осуществлялись посредством дедуктивного метода и пространственно-динамического моделирования в четырёхмерном пространстве-времени.
В ходе проводимых исследований обнаружилось, что наиболее обоснованным является рассмотрение Вселенной как живого древообразного организма, растущего в четырёхмерном пространстве-времени из прошлого в будущее.
Сравнительный поиск показал, что мнение о Вселенной как о живом организме было присуще немалому количеству философов, начиная с древних времён.
Достигнутое понимание о Вселенной как о живом организме стало одновременно и первым "Ключом" к пониманию текстов Гегеля.
В тезисном изложении такое понимание представлено в статье
Вторым "ключом" стали достигнутые далее два следующих понимания:
— если Вселенная является живым организмом, то, несомненно, у Вселенной должна быть (как у любого живого организма) генетическая система, записанная в ДНК Вселенной;
— описания функций и возможностей генетических систем, известные сегодня в результате создания и развития генетики, совпадают по ключевым принципам с описанием в религиях функций и возможностей Бога.
В частности, с таким (вторым) "Ключом" становится прекрасно понимаемым следующий фрагмент из текстов Гегеля:
- "… Однако, следуя определению, которое уже Аристотель дает природе как целесообразной действительности, цель есть (нечто) непосредственное, покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это - субъект. Его способность приводить в движение, понимаемая абстрактно, есть для-себя-бытие или чистая негативность. Результат только потому тождествен началу, что начало есть цель …"
("Феноменология духа", Гегель, М., Эксмо, 2007, стр. 19.)
Т.е. генетическая система, записанная в ДНК семени, давшего жизнь организму, затем по ходу созревания плодов и семян формируется и записывается в семенах, дающих жизнь следующим поколениям этого биологического вида (в нашем масштабе рассмотрения – следующим (дочерним) Вселенным). Поэтому Гегель и пишет "Результат только потому тождествен началу, что начало есть цель".
Таким образом оказалось, что текст Гегеля это описание тех знаний, смысл которых становится понятным только в результате применения знаний из генетики и теории относительности.
Третьим "Ключом" стало достигнутое понимание о том, что нематериальная форма бытия Бога не противоречит современной науке, так как является операционно-логической, т.е. такой формой существования и функционирования, какая присуща генетическим системам живых организмов и всевозможным IT- программам и приложениям.
Изложение данной темы представлено в статье
Дополнительная публикация
Понимание об операционно-логической форме бытия Бога и духов пришло в 2015 г. при чтении текста "Беседа о Святом Духе" (авторство текста приписывают св. Иоанну Златоусту).
Обретённое понимание об операционно-логической форме бытия Бога и духов позволило понять, что подразумевалось в философии Спинозы, Гегеля и других философов под термином "субстанция мышления". Также стали понятны термин "мир идей" (Платона) и применяемые в древности понятия "эйдосы" и "Логос".
Обобщение полученных результатов исследований излагается материале от 2022 г.
Книги Гегеля были непонятны в XIX и XX веках лишь по той причине, что в них содержалась информация, понимание которой возможно лишь при наличии знаний из Теории Относительности, генетики, астрофизики и IT-технологий.
Дополнительная информация.
Немаловажным является и понимание одного из таких терминов, часто используемых Гегелем, как "снятие".
В качестве объяснения смысла этого термина можно предложить фрагмент из статьи "Гегель". Автор статьи - Богатырёв Д.К., доктор философских наук, профессор, ректор Русской христианской гуманитарной академии.
- "Процесс сохранения прошедшего в настоящем выражается у Гегеля в понятии "снятие". Снятие - одно из центральных понятий, приложимое по всем сферам сущего. Снятие - сколь преодоление, столь и сохранение, но в культурно-историческом развитии оно, в отличие от природного, осуществляется сознательно."
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 3. Стр. 378-379.
К сказанному Богатырёвым Д.К. в статье "Гегель" можно добавить, что также термин "снятие" можно понимать в содержании текстов Гегеля (в зависимости от контекста) идентично такому современному IT-термину как "копирование".