Уважаемый Михаил Кузьмин! Я отвечу на первую часть Вашего вопроса. Со второй его частью многое весьма противоречиво, поэтому оставлю её открытой.
Теория пассионарности (индивидуальной и групповой) принадлежит известному советскому учёному, Л.Н. Гумилёву. Основным направлением его научных исследований было взаимодействие России и скотоводческих племён Азии. Прямо об этом нигде не указывается, но я думаю, что его в процессе исследований заинтересовало, как могло случиться, что дикие, малограмотные скотоводческие племена с примитивной по сравнению с европейской (на тот период времени) наукой и технологией (гунны, монголо-татары и др.) в какой-то момент времени обрели буквально взрывную энергетику, позволившую им (в том числе) завоевать пол-мира. Это явление он и назвал пассионарностью – биологической энергией, накопленной каким-то сообществом. По его мнению именно пассионарность является движущей силой развития народа, причиной его развития. Проявление такой энергии – это пассионарный взрыв, который приводит, в том числе и к появлению новых этносов. Л.Н. Гумилёв предполагал, что пассионарность, по-видимому, зависит от мутаций, вызванных космическим излучением (имея в виду и активность Солнца, и вспышки сверхновых звёзд).
Я, не отвергая этих причин, считаю, что огромное влияние на развитие пассионарности как этноса, так и индивидуума, имеет и конкретная историческая ситуация, окружение, возможность более или менее свободного принятия решений, определяющих будущее этого этноса. А спусковым крючком (триггером) для начала «взрыва пассионарности», на мой взгляд, является появление у этноса лидера (Аттилы, Чингисхана, Тамерлана), способного направить эту пассионарность в нужное русло.
С уважением!