Пассионарность — базовая метафора теории Л. Н. Гумилева, не верифицируемая научными средствами. Согласно Гумилеву, в определенный момент по биологическим причинам внутри некоторого числа близко живущих людей появляется критически много пассионариев (буквально: страстных людей, носителей страстей и убеждений), лидеров, способных осуществить целеполагание для своих соседей — и тем самым оформить этих людей в этнос, сплоченную группу, способную добиваться своих целей, осуществляя как экспансию, так и внутренний прогресс институтов. Гумилев не специфицировал эту теорию для России, считая ее универсальной. Очевидно, что теория пассионарности впитала в себя разные идеи: "диалектику раба и господина" Гегеля; представление о создании наций в новое время, перенесенное на этносы предыдущих эпох; индивидуализм и жизнестроительство/жизнетворчество эпохи модерна и другие идеи. Эта теория оказалась полезна в соединении с деколониальной проблематикой, например, в Казахстане, где память Гумилева чтут; но в России я не вижу в ней большого эвристического потенциала. При этом Гумилев как географ и исследователь цивилизаций вокруг Каспия — автор интересный.