Интересный вопрос, интересные ответы.
Хочу внести свою лепту, т. к. увлекался Львом Николаевичем Гумилёвым и люблю его работы.
Один из отвечающих написал следующее:
Под пассионарностью всегда скрываются личные (меркантильные) цели.
Может быть я не правильно понял теорию Гумилёва, но на мой взгляд это фундаментальное заблуждение, основанное на недостаточном знании материала. Как раз всё наоборот! Высшая степень пассионарности по Л. Н. Гумилёву — это иррациональная жертвенность. Пассионарий жертвует собой ради призрачных нерациональных целей. Да, это совсем не альтруист, пассионарий жертвует собой не ради других, а ради какой-то одному ему очевидной цели. Более того, ради этой цели пассионарий готов жертвовать и другими.
Пример. Александр Македонский родился в царской семье. Сыздетства у него было всё, о чём мечтал в то время любой смертный. Его отец — царь Филипп — покорил всю Древнюю Грецию! Ту самую Грецию, которую не смог покорить Дарий! Зачем Александру нужен был очередной поход? Что дало ему это завоевание? Да, конечно, вечную славу, но и… смерть в молодом возрасте. Рационально ли это? Едва ли. Нормальный человек жил бы себе, пил вино, трахал красавиц, общался бы с философами, путешествовал бы по Эгейскому морю, наслаждаясь властью. Да и в Индию, наверняка, он смог бы съездить с мирными намерениями.
Что же касается людей с меркантильными целями, то их Л. Н. Гумилёв называет субпассионариями. Это своего рода полная противоположность пассионариям. Эти люди проявляют активность только в том, что приносит им выгоду: уклоняются от трудной работы, переезжают в большие города, где можно меньше работать и больше зарабатывать, любят и всячески стремятся к иждивению, если попадают на войну, то при случае мародёрствуют, и всё в таком духе.
Что касается „народа России“, то, насколько я помню, Гумилёв считал, что мы „моложе“ европейцев на 300 лет. Европа входит в стадию обскурации, а мы всё ещё движемся в инерционной фазе.