Разница в вопросах 1) и 2) только та, что в первом выбор своего будущего идет из большого списка «приходящих в голову мыслей» свободным созерцанием, а во втором случае — волевым произволом. Причем в обоих случаях имеются актуальность либо интерес и реализация в действиях.
Поэтому реально вопрос не в адекватности мышления, а в мотивации своего дальнейшего будущего.
Мышление всего лишь инструмент в ситуации. «Плавающий» инструмент.
А ситуация — полное событие вплоть до реализации — состоит из внешнего окружающего контекста, порождающего мотивацию — актуальность или интерес мысли-идеи, самого процесса её реализации во времени и пространстве и общего смысла её достижения для дальнейшей жизни.
Сами оба варианта мышления «пассивно-созерцательное» и «активно-деятельное» являются обязательными этапами во время этого полного события реализации мысли-цели. И адекватность использования каждого из них проявляется на соответствующем этапе события, каждый из которых зависит от девяти базовых способностей человека.
Упомянутое разделение мышления на «пассивно-созерцательное» и «активно-деятельное» и использование якобы «либо того, либо другого» является прямым незнанием и непониманием происходящих поэтапных процессов жизнедеятельности.
Описываются эти процессы пентадной логикой развития.