Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Прав ли был Давид Гильберт, утверждая, что бесконечности в природе не существует, она, мол , не дает основания для рационального мышления?

Анонимный вопрос
  ·   · 19,1 K
поэт, музыкант, математик, инженер, программист...  · 13 июл 2022  ·
id
Конечно, прав. бесконечность - изобретение, её нельзя обнаружить при помощью чувств или приборов, её можно только измыслить. она парадоксальна, и в математике для разрешения парадоксов придумано множество разных видов бесконечностей.
Совсем другой вопрос, даёт ли бесконечность основания для рационального мышления. В математике всё измышлено, даже числа, в природе никаких чисел нет. Но вот в чём парадокс: с рациональной точки зрения, чисел нет, а они нужны.
На краю Ланиакеи, где законы природы на равных соперничают с законодательствомПерейти на vk.com/id1272815
Имхо, ничего подобного в помИне покойный Гильберт никогда не утверждал. Он лишь безуспешно пытался исследовать... Читать дальше
@Леонид Коганов, имхо - конечно, хорошее обоснование, но вот, пожалуйста, есть более весомые аргументы: https://math.wikireading.ru/hStMYsRKD9
@Миша Корман, нет выходных данных, к тому же "палёный" неотредактированный, научно, имхо, безграмотный "мышиный" перевод.
"Не верю!" (Алексеев - Станиславский - копирайт).
Л.К.
Бремя доказывания, как известно в математике и около лежит на утверждающем.
Пусть Алекс Петренко, что называется, "жилится", не будем мешать!
К.
«В заключение мы хотим из всех наших рассуждений сделать некоторое резюме о бесконечном. Общий вывод таков: бесконечное нигде не реализуется. Его нет в природе, и оно недопустимо как основа нашего разумного мышления, — здесь мы имеем замечательную гармонию между бытием и мышлением».
Д. Гильберт. «Основания геометрии». — М.–Л., "Гостехиздат", 1948, с. 364. Вышеприведённая статья помещена в добавление VIII. Перевод выполнен под ред. П. К. Рашевского.
@Владимир Марченко, да, спасибо за ссылку, книжка с гильбертовским трактатом у меня имеется, сейчас недоступна, обязательно по прошествии времени вычитаю внимательно указанную Вами страницу 364 русского "рашевского" перевода.
Л.К.
Может, статься, и есть типа манифест "гильбертова финитизма", кто знает, надо покуда смотреть. И внимательно.
К.
@Леонид Коганов, можете приложить ваш высокомерный обрыганский тон к оригиналу выступления Гилберта: https://math.dartmouth.edu/~matc/Readers/HowManyAngels/Philosophy/Philosophy.html
Уверен, такому невероятному эксперту как вы не составит труда прочитать текст без перевода плебеев.
Вот третий абзац с конца, целиком:
In summary, let us return to our main theme and draw some conclusions from all our thinking about the infinite. Our principal result is that the infinite is nowhere to be found in reality. It neither exists in nature nor provides a legitimate basis for rational thought — a remarkable harmony between being and thought. In contrast to the earlier efforts of Frege and Dedekind, we are convinced that certain intuitive concepts and insights are necessary conditions of scientific knowledge, and logic alone is not sufficient. Operating with the infinite can be made certain only by the finitary.
@Марк Сафронов, господин Сафронов!
Я не собираюсь здесь сразу в двух Сообществах распространяться об общеизвестных Коллегам знаниях: покойный проф. Гильберт был немцем (из тогдашнего Кёнигсберга), если он и владел английским (чтобы читать Артура Кэли и Джеймса Джозефа Сильвестра), то не на уровне самостоятельного и грамотного письма (с философским подтекстом).
Вот Вы критикуете (довольно, имхо, странно и крайне грубо) мой тон и проч.
Позвольте однако Вас спросить, Вы-то сами - имеете работы в основаниях математики? Какие-либо вообще печатные работы у Вас, мистер критик, имеются в наличии? Кроме пропечатанного Вами выше облыжного, считаю, мерзкого хамства?
Л.К.
Если нет у Вас вовсе никаких работ, ни по основаниям математики, ни, даже, по околоматематической философии, тогда, милейший и любезнейший, как говорится, дескать, "судить - не выше сапога!". Вто так. Так что не следует, господин "хамлетус", лезть в приличное общество с понятно каким рылом: здесь "не отломится". Имхо.
К.
@Леонид Коганов, мне абсолютно плевать как на ваши регалии, так и на мои в области математики. Вы для меня никто, просто надпись над словами, которые я вижу в тексте комментария. И вижу я ничем не прикрытое бахвальство, запредельное самомнение и высокомерие. Вы исключительно наглым хамским образом насмехаетесь над изданными работами, занимаясь самоутверждением, которое ничем не подкрепляете.
Ваша претензия, выраженная исключительно наглым и вызывающим образом, была в том, что Гильберт не писал этих слов, и чем больше вам давали контрпримеров, тем больше вы показываете своего абсолютного высокомерия, и не приводите никаких фактов в ответ. Вам дали ссылку на официальный перевод работы Гильберта, и ссылку на текст публичного доклада, который он сделал в начале 20 века. Вы уже оскорбили своими словами переводчика-автора текста на русском, переводчицу-автора текста на английском, издательство Springer, университет Кембриджа и самого Гильберта. То, что вы теперь тычете мне тем, что у меня, мол, нет научных работ и из-за этого я не могу вам указать на элементарные проблемы вашей этической позиции - это такая низость, которая говорит о вас безо всяких дальнейших слов.
Как только вы заткнёте своё наглое высокомерие и начнёте говорить по-человечески и по существу вопроса, с примерами из опубликованных текстов, все вопросы к вам исчезнут.
@Марк Сафронов, у Вас, любезнейший, что, имеется прямое соглашение / договор об оказании (надеюсь, безвозмездных?) адвокатских услуг указанным Вами лицам, в частности, покойному госп. Гильберту, доверенным от него лицам?
Ну-ка, ну-ка, это становится интересным.
Прошу в этом случае пред'явить соответствующее с Вами (госп. Воланд, или как Вас там) соглашение о Вашем найме / поручительство (типа). Будем посмотреть, насколько подлинно и проч.
Л.К.
Ежели такового нет, то убедительная к Вам просьба - заткнуться и выйти вон.
Иначе забаним в пыль! Панятна -а-а?!
К.
"Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам." (с)
@Геннадий Рубцов, Пусть, условно говоря, тов. Петренко, снятся подобные "интертрепацыи" в кошмарных снах!
Л.К.
Меньше, чтоб, "трепацыи", не знаючи абсолютно, имхо, предмета этой самой "трепацыИ"!
К.
Математика,я так понял из вашего ответа,это наука иррационально мыслящих людей?
@Николай Корнеев, спасибо за прикол. вовсе нет. это наука логически мыслящих людей, но если понимать под рацио практическую пользу, то доля истины в Ваших словах есть, по крайней мере, она не является руководящей и направляющей силой для развития математики.
Цитата № 1:
"Из подворотни выбрел пес лохматый
И вдруг завоил, словно на беду.
Подкрадывался Корман бородатый,
Подвязывая сумочку к ребру."
Цитата № 2:
Миша, "вы суслика видите? ... А он есть."
Цитата № 3:
Вопрос (не точно) к Ландау: чем математики отличаются от физиков?
Ландау: "У математиков нет физической фантазии".
Психиатр и психотерапевт. Мышление, тревога...  · 18 июл 2022  · gorodkov.net
Познакомился с указанной мне Владимиром Марченко работой Гильберта. Вкратце, суть его аргументации заключается в том, что все достоверные выводы, которые мы можем сделать о Природе основаны на следующем процессе. Мы доказываем... Читать далее
стаж более 30 лет Телесная терапия, тревога, сон, чувства, семья. Учеба. Перейти на vk.com/id5187974
1 эксперт согласен
Хоть с выводами уважаемого автора ответа и трудно согласиться, всё-таки нужно признать, что ответ основан на первои... Читать дальше
Православный христианин. Муж. Отец. Сын...  · 13 июл 2022
Не уходя в философские глубины оснований математики, приведу одну иллюстрацию из опыта. Как-то на экзамене по дифф. геометрии студентка употребила термин "бесконечно дифференцируемая функция". Экзаменатор тут же спросил: — А... Читать далее
тем не менее, для многих функций легко доказать, что это возможно, математика она такая, неконструктивная =)
Я ученый, академик АМТН, занимаюсь биотехнологией...  · 7 мая 2023  · nalab.ru
Нет, не прав. Она кму не обязана чего то давать и вообще на него обращать внимание. Она просто есть. Или нет..
Психолог: консультации онлайн. Публицист...  · 14 июл 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
Прав, разумеется… Проблема в том, что понять сие высказывание может  a priori только человек, способный к рациональному мышлению…)) Дело в том, что идея бесконечности позволяет объяснить любую лакуну и любой пробел в любой... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 24 июн 2023
Мне нравится всякая мысль о том, что то, что бесполезно, тем можно пренебречь. До тех пор, пока не объявится на это актуальная необходимость.  Почему бы не строить собственное благо и лишь заботы такого строительство полагать... Читать далее
Отвлеченное, как вы говорите, то бишь абстрактное мышление, "тянет" потому, что это следующий, новый этап... Читать дальше
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 10 авг 2022
Тут уже поупражнялись в переводе и толковании реального высказывания Гилберта. Насколько понял я, речь идет о том, что некоторые теории предсказывают в некоторых точках бесконечно большие значения. Например линейная теория... Читать далее
Надо прочесть пересказ мюнстерской речи Гильберта памяти Карла Вейерштрасса у госп. Констанс (Констанции на... Читать дальше
Расстрижен за вольнодумство по статьям "история"...  · 12 июл 2022
Он не мог этого сказать ибо это одно из основных понятий математики и философии. Начните со средней школы  и теории пределов. Буду вам признателен за ссылку и контекст ( "что не скажешь в шутейном разговоре"). Или вы ИИ? 
2 эксперта согласны
Судя по цитате Гильберт вообще не поминал рациональное мышление, а говорил про гармонию между мышлением и... Читать дальше
Увлекаюсь математическими проблемами.  · 13 дек 2022
Чтобы понять причину парадоксов с бесконечностью, мы можем проанализировать парадоксы с конечными объектами. Если у нас плохое зрение и предмет раздваивается, а другие говорят, что этот предмет один, то данный парадокс —... Читать далее
1 эксперт согласен
…Если у нас плохое зрение и предмет раздваивается, а другие говорят, что этот предмет один, то данный... Читать дальше
Автор дзен-канала "Порт0". О серьёзном серьёзно и...  · 20 июл 2022
Конечно, возникают вопросы, типа "что конкретно понимается под бесконечностью?" или "разве познание осуществляется только через рациональное мышление?", но, с другой стороны, какая разница, если "бесконечность в природе" будет... Читать далее
1 эксперт согласен
Ограничивать бесконечность природы скромными возможностями представлений заведомо ограниченного сознания... Читать дальше