Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько в действительности сопоставимы протестантская этика и развитие капитализма?

ИсторияКапитализм+1
Ксения Смирнова
  ·   · 4,9 K
Образование историческое. Специализируюсь на...  · 1 июл 2021

Я не очень большой специалист по теории Вебера, но пару слов сказать могу. Не так давно писал об этом в паблике.

При всей своей привлекательности и внешней логичности, идея Макса Вебера о том, что этика протестантизма определила успех развития капитализма в Северной Европе XVI- XVII веков мало согласуется с историческими фактами. У критиков тут много аргументов. Несколько примеров.

Уже Вернер Зомбарт отмечал, что капитализм был развит в итальянских городах XIV века, что ставит всю теорию Вебера под вопрос.

Польский историк и экономист Хенрик Гроссман критикует Вебера с опорой на Маркса. По его мнению, капитализм появился благодаря законам против праздности и бродяжничества, ставшими реакцией на огораживание в Англии. Эти законы по Гроссману применялись и в других странах в частности во Франции. Таким, образом, большие массы населения насильственно переводились из категории зависимых крестьян в вольнонаемных работников. Это решало вопрос о мануфактурах. Этот важный фактор никак не связан с этикой протестантизма.

Х.М. Робертсон, тоже отмечая существование капитализма в Италии XIV века, идет дальше и утверждает, что по некоторым параметрам, то чего достигла Англия было регрессом по отношению к тому, что уже было в Италии столетиями ранее. Исследуя историю экономической мысли Робертсон показывает, что английские экономисты Адам Смит и Дэвид Риккардо не создали свою теорию с нуля. Напротив, либеральная экономическая теория была создана французскими и итальянскими католиками под влиянием схоластов. Английская экономическая мысль, по его мнению, более отсталая, так как использует так называемую трудовую теорию стоимости, опровергнутую еще Саламанкской школой схоластики.

Более подробно об общей теории Макса Вебера и ее преломлении в работах поздних исследователей, ее критике и выводах из нее можно на русском прочесть, например, в работе Ричарда Лахмана «Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени». Седьмая глава этой книги как раз посвящена теме «протестантского духа». Я же приведу две критические цитаты.

«С точки зрения Макса Вебера, капитализм в современном смысле этого слова является не больше и не меньше как порождением протестантства или, точнее, пуританства.

Все историки выступают против этого остроумного положения, хотя им и не удается от него избавиться раз и навсегда: оно снова и снова возникает перед ними. А между тем, это явно неверное положение. К северным странам лишь перешло то место, которое до них долгое время блистательно занимали старые центры средиземноморского капитализма. Они ничего не изобрели ни в технике, ни в ведении дел. Амстердам копирует Венецию, как Лондон вскоре будет копировать Амстердам, и как затем Нью-Йорк будет копировать Лондон. Каждый раз при этом сказывается смещение центра тяжести мировой экономики, происходящее по экономическим причинам, не затрагивающим собственную и тайную природу капитализма. Это перемещение центра в самом конце XVI века из Средиземноморья к северным морям означает победу новых стран над старыми. Оно означает также важное изменение масштабов… В конечном счете, мне представляется, что ошибка Макса Вебера коренится в первоначальном преувеличении роли капитализма как двигателя современного мира». (Фернан Бродель «Динамика капитализма»).

Современные исследования капитализма показали, что его зарождение в Европе относится даже не к XIV веку а, к XII веку. Один из исследователей средневекового капитализма Жак Эрс – ученик Броделя – выступает не менее жестко, защищая ранний капитализм, причем критикует не только Вебера, но и Зомбарта, марксистов:

«Историки долго пренебрегали менялами, несомненно считая их доход скудным, тогда как на самом деле менялы занимали видное место в иерархии ремесленников, в обществе и в публичной жизни города, их часто делали членами советов и коллегии консулов. Мы не спешили изучать их деятельность, потому что нам навязывали представление о «средневековой» экономике, якобы неизбежно элементарной и даже примитивной. Некоторые охотно говорили о «замкнутой» экономике или «экономике пропитания», ни в коем случае не «капиталистической» и даже не «протокапиталистической». Без конца рассуждали о том, что это были времена мелких сделок, маленьких рынков и приблизительного обмена. А внешняя торговля якобы сводилась к перевозке товаров караванами ради защиты от разбойников и к утомительному мореплаванию на галерах, ходивших вдоль самого берега, капитаны которых не осмеливались выходить зимой. Подтверждая тем самым тезис о средневековом мракобесии, этот тезис отстаивал Вернер Зомбарт (1863 – 1941), которого ученики называли «marxien», а не марксистом и который в своем большом труде «Современный капитализм» из шести томов, изданном в 1902 г., несомненно первым стал запросто использовать слово «капитализм». Та же логика мышления и та же слепота в отношении фактов характерна и для красивой концепции Макса Вебера (1864 – 1920), который был выходцем из немецкой протестантской семьи и одно время дружил с Зомбартом: в работе «Хозяйство и общество» он постарался показать, что система ценностей католической церкви, восхваление бедности, обязательное милосердие, осуждение процентных займов настолько препятствовали развитию капитализма, что деловые люди в числе первых пожелали Реформации.

Тот и другой тезис опровергнуты бесчисленными работами настоящих исследователей. Как можно не понять, что грозные окрики, осуждающие ростовщичество, как раз показывают, что оно практиковалось широко, во всех слоях общества, при заключении любых сделок, даже в повседневном обиходе? В противном случае, зачем было так старательно напоминать о запрете? Уже полвека тому назад Марк Блок в нескольких точных словах заметил, что историки, часто очень наивны потому, что верят всему написанному. Тем не менее, тезис о «средневековой» экономике, которую парализовали табу, и по сей день защищают люди, которые верны марксистким схемам и не могут признать, что «капитализм» в какой бы то ни было форме существовал до «нового времени». Им важно не изучать архивы, а рассуждать о ментальностях и типах интеллектуального поведения. Остроумцы в салонах XVIII в. называли себя «философами»; эти заявляют, что они «антропологи». (Жак Эрс. «Рождение капитализма в Средние века»).

Все написанное выше не значит, что к работам Макса Вебера нельзя обращаться, можно, но учитывая критику. Как я всегда повторяю, теоретиков всегда можно поймать при анализе конкретного исторического материала.

2 эксперта согласны
Стоит отметить, что указанные Вами аргументы ставят под вопрос причинно-следственную связь между протестанством и... Читать дальше
читатель самых разных книг  · 1 июл 2021
С интересом прочитала предыдущий ответ. Не возражая, и, думаю, не сильно противореча - изложу свой взгляд. Сопоставимы. И дело здесь не в том, или не только в том, когда возник капитализм. Тем более, что, если мы говорим об... Читать далее
1 эксперт согласен

Хорошо сказано!

Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 12 июл 2021
В вопросе предполагается, что капитализм существует, а значит его можно изучать и обсуждать. Но так ли это? Исследователи 19-20 веков описывали капитализм как экономическую деятельность (или формацию), основанную на частной... Читать далее

Спасибо за ваш ответ!

Порядочный человек  · 30 авг 2021
Без апелляции к истории, позволю себе высказать такую мысль. В протестанстской этике заметный упор сделан на труде, честности и умеренности. Провозглашение нематериальной ценности труда дает дополнительный к финансовому стимул... Читать далее
1 эксперт согласен
Суждение здравомыслящего человека.
Программист. Ерундит.  · 2 июл 2021
Во-первых, Макс Вебер писал о ДУХЕ капитализма. И под этим духом он понимал те мотивы и психологию хозяйствующих субъектов, которые позволили рыночной экономике завоевать мир. Сейчас этого духа просто нет. В этом смысле... Читать далее
Специалист в области приколов, подколов и всего...  · 1 сент 2021
Германцы, с которых во многом и родился протестантизм, ещё до христианства имели тенденции к торговле, так что эта этика лишь следствие того, что уже было. Ну как и со всем остальным христианством — оно приняло тот вид, который... Читать далее