Господи Боже! Тысячи их! (с.) На самом деле, можно выпустить целую энциклопедию: "Самые нелепейшие и дебиловатые ляпы в исторических фильмах".
Лично у меня прежде всего вызывает отторжение труд иных художников по костюмам. Для фильмов, которые выпускались в XXI веке, когда у них в полном распоряжении Интернет, и другие средства массовой информации и коммуникации. Например, японский фильмец ок. 2010 года, про русско-японскую войну (ну может несколько лет раньше, что радикально суть дела не меняет). Видишь наших солдат, одетых в какие-то странные двурогие папахи. Так и хочется найти художничка, взять его за грудки, и спросить: "Ну скажи, ЧТО, ЧТО тебе мешало заглянуть во всемирную паутину, и там посмотреть фотографии этой самой войны?" А даже если тогда ещё не вполне достаточно было выложено в сеть, то его долгом было (у японцев денег хватит!) приехать к нам, и посмотреть, как реально выглядели папахи защитников Порт-Артура.
Но ещё больший ужас вызывает отечественный сериал "Екатерина", что с Мариной Александровой. Дело даже не в том, что актриса, при всех своих положительных качествах, не похожа на исторический образ от слова совсем. Но вот отсутствие париков... Нет, режиссёр серьёзно думал, что выпуская в кадр мужиков со спортивными стрижками, как-то адаптирует фильм к современному зрителю, и создаст этим какое-то лучшее взаимопонимание? Ну ОК, а чего тогда не одеть солдат в кроссовки, и не вооружить автоматами?)
В фильмах про XVII век "исконные" красавицы улыбаются белоснежными улыбками. А вы знаете, что в реале они должны были улыбаться чёрным ртом (модно было зубы чернить), и быть расписанными кричащим контрастом белого с красным. Почти что вот так:
Но не будем только наш кинематограф затрагивать. Вон, даже у С.Спилберга в "Спасти рядового Райана" немецкие солдаты почему-то стрижены "под ноль". Некий сериал "Викинги" - как увидел костюмы, так сразу послал на три буквы; пусть фанаты компьютерных игр смотрят.
Перейдём к тяжёлой артиллерии, и опять придётся вспомнить наших.
Советские штампы про Великую Отечественную. Странным образом, солдат Вермахта всегда показывали куда круче вооружёнными, нежели своих, одетых в чистое с иголочки (в повседневную форму!), без снаряжения, и несколько неуязвимых.У Ю.Н.Озерова это повсеместно, но квинтэссенция - "Государственная граница. Год сорок первый". Душевный фильм, но немцы - поголовно автоматчики, идущие налегке, в полный рост, и достаточно тесной цепью на окопавшуюся оборону (под веществами?). А танки - такие, что реальный "Тигр" (появившийся только в 1942-ом) невзрачно рядом смотрится. Справедливости ради, у нынешних кинематографистов таких ляпов нет, но зато у них бездарнейшие сценарии, сюжеты, и диалоги.
...И диалоги. Palmface наступает, когда слышишь, как античные герои, или благородные господа XVIII века, или ещё кто, рассуждают как современные "Джон и Мэри". Но если советский кинематограф против этого усиленно боролся, то современный российский успешно перенял нелучшую черту западного.
P.S: есть (хоть их и не много) отдельные удачные исторические фильмы, где удалось передать удачно как атмосферу, так и костюмы. Но их не так много, и это - тема для отдельного ответа.
И имя ляпам - легион!
Спасибо, почитаю!