Феномен викторианства был реакцией общества на всевозможные социальные волнения и беспорядки в стране в первой трети XIX века.
Стремительные темпы урбанизации, перенаселенность городов, послевоенные экономические кризисы, безработица, увеличение разрыва между богатыми и бедными, рост преступности – всё это привело к росту социальной напряженности в начале XIX века. Города становятся центрами новой общественной жизни: появляются клубы, пабы и различные общественные объединения. Эти новые институты подрывали основы патриархальных социальных связей. Роль Англиканской церкви также значительно ослабевает, англичане реже посещают церковь, а католики и представители многочисленных протестантских течений требуют установления религиозного равенства. В то же время опасения вызывают революционные настроения на континенте, да и отзвуки Великой французской революции с ее идеей атеизма всё еще витают в обществе.
Вера в монарха была утрачена в связи со скандалами в монаршей семье. Личности Георга III и Георга IV подвергались активным нападкам и насмешкам в прессе.
В этой связи в английском обществе назревала необходимость в какой-то духовно-нравственной опоре. Этим смогли воспользоваться евангелисты.
Евангелические учения активно распространились во все классы общества снизу-вверх, проповедуя набожность, терпение, скромность и индивидуализм.
Кроме того, евангелистами зачастую были представители среднего класса, т.е. люди «сделавшие себя сами». Этот тип независимого энергичного и успешного джентльмена новой эпохи стал задавать тон всему обществу. Таким образом, идеи этого религиозного течения переплетались с еще одним важным феноменом викторианства – добродетелями среднего класса (среди них: трудолюбие, бережливость, респектабельность и ориентация на самопомощь). В скором времени евангелическое движение настолько интегрировалось в духовную жизнь, что стало составной частью англиканской церкви.
Новая мораль наиболее явственно проявилась с приходом к власти Виктории, которая как личным примером, так и с помощью деятельности религиозных учреждений, смогла вновь привлечь людей в церковь.
Как было сказано в одном из ответов, мораль стала защитой от ужасов новой эпохи, навязывая чрезмерно ханжеские и строгие правила поведения.
Но викторианская мораль не просто так ассоциируется с лицемерием. Ведь соблюдать все эти нормы должны были вполне мирские создания. Те же аристократы были вынуждены играть свои роли, чтобы сохранить положение в этом новом обществе. Не привыкшие отказывать себе в удовольствии, некоторые из них продолжали нарушать нормы нравственности, но уже тайком.
Словосочетание «викторианская мораль» впервые было употреблено на Всемирной выставке 1851 года. Это понятие стало таким популярным прежде всего благодаря английской прессе. Двойные стандарты новой философии активно высмеивались в британских газетах и становились сюжетами карикатур в журнале «Панч».
К тому же викторианская мораль активно импортировалась в Америку и британские колонии, где роль миссионеров была очень велика. Именно поэтому викторианские ценности смогли проникнуть во многие уголки мира.
Классный ответ!
Отличный ответ, спасибо!
Интересная точка зрения. Мораль как защита. Красиво!