Ничего не могу сказать о предвоенных годах. В 1957 году пошел в школу. И сам участвовал.
Прекрасно помню кучки металлолома в школьном дворе. Иногда там попадались интересные вещи. Для мальчишек, конечно. Ржавое колесо от тачки (тогда колеса были цельнометаллическими). Обруч от бочки. Тогда многие продукты: квашеная капуста, соленые огурцы, селедка, пиво поставлялись в деревянных бочках. Их развозили по магазинам на телегах. Обруч можно было катать с помощью проволочной петли. На кроватях с панцирной сеткой можно было прыгать, как на батуте. С железных спинок кроватей свинчивали блестящие металлические шарики.
Потом в нашем городке стали устанавливать газовые плиты. Газ был баллонный. На помойках появились в большом количестве керосинки, керогазы, примусы. Но это были обыденные вещи, неинтересные. Удачей считалось найти старый патефон.
Собирали и макулатуру. В домах ее тогда было немало. Все покупки в магазинах заворачивали в оберточную бумагу. Особенно большие кульки были с толстыми серыми макаронами. В обязательном порядке выписывали газеты: партийные – Правду, беспартийные – Известия, Комсомольскую и Пионерскую правды соответственно. В ларьках на остановках и вокзалах мужчины покупали Советский спорт. Добавляла и школьная библиотека списанных учебников. Интересно было рыться в этих кучах. Помню, две или три книги я принес домой и с интересом прочитал.
Не знаю, платили ли тогда школам за сданный утиль. Несомненно, сбор металлолома помогал расчистить дворы. Сбор макулатуры спас тонны бумаги от сжигания в печках и гниения в помойках.
Был тогда в нашем городке и прием вторсырья от населения за деньги. Принимали ветхую одежду, макулатуру, битое стекло и даже треснутые и битые патефонные пластинки. Иногда приемщик запрягал лошадь и объезжал дворы.
В 1982 году я пошел работать в школу и стал классным руководителем. Мне снова пришлось заняться сбором вторсырья, но уже в другой роли. Жизнь к тому времени изменилась. Выросли новые микрорайоны, старых дворов стало меньше, мусор с контейнерных площадок вывозился. У детей энтузиазм не угас. Они по-прежнему находили ржавые железки. Обходили частные дворы и выпрашивали металлолом. А вот отношение родителей изменилось.
Родители стали возражать против того, что их дети роются в помойках, носят тяжести, пачкают одежду. К середине 80-х наша школа решила прекратить сбор металлолома. Сбор макулатуры продолжался.
Но и с макулатурой возникли трудности. Появились талоны на книги. За 20 кг макулатуры можно было получить талон и небольшое денежное вознаграждение. Те, кто не увлекался чтением, могли приобрести хрусталь и фарфор в пунктах приема. Несмотря на то, что население стало выписывать больше периодики, родители стали «жмотничать». Теперь макулатуру в семьях стали раскладывать в две стопки: одну на «Женщину в белом», другую для школы. Все больший вес в сдаваемой макулатуре стали иметь списанные книги из школьной библиотеки.
За сданную макулатуру школа получала деньги. Что-то около 8 копеек за килограмм. На эти деньги поощрялся класс, победитель соревнования. Их возили на экскурсию в какой-нибудь музей.
Не могу не упомнить один случай, который произошел со мной. Прихожу я на работу, открываю класс и чуть не падаю от запаха. Такое впечатление, что в классе уже давно лежит покойник. Зажигаю свет. У доски куча макулатуры. Мои пионеры напали на «золотую жилу». Они обнаружили у рыбного магазина выброшенные коробки из-под хека серебристого мороженного. Много! Чтобы другие классы не «потырили», они взяли у уборщицы ключ и сложили свое богатство в классе. К утру добро оттаяло и завоняло.
Не знаю, был ли большой экономический эффект от сбора вторсырья школьниками. Знаю, что все предприятия имели план по сдаче металлолома. Иногда, чтобы выполнить план, сдавали и годный металл и оборудование. Сам был свидетелем и даже участником. Но это другая история.