Сразу надо сказать, что произошло это совсем не внезапно - процесс превращения Яхве из местного божества областей амалекиту-шасу сначала в верховного, а потом и единственного бога евреев растянулся на многие столетия. Примерно в XIV веке до нашей эры он упоминается египтянами именно как локальный племенной бог народов, проживавших в Южной Иордании. По всей видимости, в процессе исхода евреев из Египта, они прошли через эту область и присвоили этого бога себе, что, в общем-то было очень распространенным явлением в то время. В это время Яхве - это просто один бог из многих, причем по поводу его функций нет однозначного ответа - то ли бог грозы, то ли плодородия, то ли покровитель животных. По мере того, как евреи в ходе войн отвоевывают свою территорию, роль Яхве возрастает, он превращается в безжалостного бога войны, поощрявшего полное уничтожение врагов. При этом его локальная привязка к определенной территории во многом сохраняется. Где-то в X-IX веках до нашей эры, после разделения единого царства, начинает складываться так называемый "жреческий монотеизм", продвигаемый племенем левитов. Он исключал сравнимое с Яхве почитание других богов, хотя не отрицал их существование. Как реакция на жреческий монотеизм в VIII-VI веках до нашей эры начал формироваться "пророческий монотеизм" в рамках которого вырабатывается представление о Яхве уже как об универсальном, едином и единственном боге. И только в VII веке до нашей эры в результате "религиозной революции" царя Иосии утверждается монотеизм, запрещаются культы всех остальных богов, кроме Яхве. Однако окончательно монотеизм побеждает только в IV веке до нашей эры, уже после возвращения из Вавилонского пленения. Монотеизм у евреев превращается в важнейший маркер этнической идентичности и способ сохранения единства народа. То есть от появления культа Яхве до превращения его в монотеизм прошла почти тысяча лет, это явно не "внезапно".