Если говорить о юридическом аспекте, то с самого начала советское государство строилось на принципах коллективного руководства. В Конституции 1918 года (еще РСФСР, а не СССР) указывалось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Советов. Съезд заседал сессиями, не реже двух раз в год, а в промежутках между ними высшей властью был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Советов, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти. Помимо этих двух органов власти существовал еще Совет народных комиссаров (СНК), функцией которого было общее управление делами РСФСР, а все решения СНК должны были быть одобрены ВЦИК. Никаких высших единоличных должностей предусмотрено не было - ни председатель Съезда Советов, ни глава ВЦИК, ни глава СНК. Соответственно это прямо противоречило идее президентской власти, которая является единоличной. При этом прямых выборов на Всероссийский съезд Советов не было - депутаты делегировались от нижестоящих Съездов Советов (городских и губернских), которые, в свою очередь, были делегатами от местных Советов (городских и сельских), а полномочия депутатов Советов ограничивались 3 месяцами. В силу такой сложной системы, фактическим руководителем страны был именно ВЦИК - но именно как коллегиальный орган.
После образования СССР и принятия его Конституции 1924 года изменилась структура власти, но не принципы ее организации. Верховным органом власти стал Съезд Советов СССР, который так же заседал сессиями, но теперь не реже раза в год. Выборы делегатов на Съезд Советов стали прямыми, вместо делегации от нижестоящих. В промежутках между сессиями верховная власть находилась в руках ЦИК СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета национальностей (во главе каждого из них были свои Президиумы из 7 человек). Съезд Советов избирался пропорционально от всего населения СССР (в количестве 414 человек), Совет национальностей формировался из представителей национальных и автономных республик. ЦИК СССР также заседал по сессиям - три раза в год. Вводился новый орган - Президиум ЦИК СССР, который был верховной властью в промежутках между сессиями ЦИК СССР, состоящий из 21 члена (в полном составе в него входили Президиумы Союзного Совета и Совета национальностей). Изменения произошли и относительно СНК СССР - теперь это не орган управления делами, а исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР. В нем создавались посты Председателя СНК СССР и Заместителя председателя. Это уже ближе к единоначалию, однако это не орган высшей власти. Теперь уже фактическим руководителем страны является Президиум ЦИК СССР - но это орган коллегиальный, как и ранее ВЦИК.
Конституция 1936 года подарила очередные изменения (в конституцию несколько раз потом вносили изменения). Вместо Съезда верховным органом власти стал Верховный совет (ВС) СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Первый избирался по пропорциональному принципу, второй также избирался, но там количество депутатов было связано с тем, от национальной или автономной республики они идут (32 от национальной, 11 от автономной, 5 от автономной области и 1 от национального округа). Заседал так же сессиями - два раза в год. Место ЦИК СССР занял Президиум ВС. Во главе него появился Председатель Президиума и 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), кроме того был Секретарь президиума и 20 членов - всего 37 человек. Высшим исполнительным и распорядительным органом в СССР стал Совет Министров, в котором были посты Председателя, Первых заместителей и просто Заместителей. Снова видим шаги в сторону единоначалия. Однако ни Председатель Президиума ВС, ни Председатель Совета Министров не имели права единоличного принятия решений, все по прежнему решалось коллегиально.
Конституция 1977 года была уже куда сложнее по структуре и содержанию. В ней появилось указание на то, что руководящая роль принадлежит КПСС (до этого партия формально не была включена в систему государственной власти). Верховный орган власти - снова ВС, также состоящий из двух тех же палат. Также заседал сессиями, в промежутке между ними верховная власть была в руках Президиума ВС (изменилось только количество членов - на одного больше). Тот же статус и у Совета Министров (Правительства). Однако в конце 1980-х годов в Конституцию внесли серьезные изменения. В 1988 году был введен Съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов, избираемых напрямую. Съезд собирался раз в год (могли быть внеочередные заседания), а ВС СССР был провозглашен постоянно действующим органом - две сессии по 3-4 месяца. Для организации работы ВС СССР создается Президиум ВС СССР во главе с Председателем ВС СССР (вместо Председателя Президиума ВС). В состав Президиума ВС СССР должны были входить Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов ВС СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов. Но самое серьезное изменение произошло в 1990 году - введен пост Президента СССР и отменена руководящая роль КПСС. Это был самый серьезный шаг в сторону сочетания советской и президентской форм правления. Причина этого обосновывалась следующим образом: изменения происходят стремительно, а Съезд народных депутатов не успевает с такой скоростью принимать решения. Поэтому нужен институт президента, чтобы тот мог оперативно и единолично принимать решения. Последствия всем известны - посты президента появились и в союзных республиках, что в дальнейшем привело к распаду СССР.
Первые годы существования Российской Федерации ознаменовались попытками сочетать президентскую и советскую формы правления. Итог тоже известен - противостояние Верховного Совета РФ и Президента закончилось расстрелом Белого дома в 1993 году. Но сама по себе попытка соединить эти два принципа была обречена на провал - нельзя сочетать коллегиальность с единоначалием в рамках разделения полномочий. Это возможно только в том случае, если один из органов власти безусловно будет подчинен второму. Примерно так действовал в свое время Петр I, который ввел коллегии вместо приказов (исходя из названия уже было понятно, что в них решения принимались коллегиально), но верховную власть во всех сферах сосредоточил в своих руках. Но провозглашая верховным органом власти Совет, при этом давая огромные полномочия Президенту - это закладывание мины под систему управления.
В завершение можно сказать, что и в рамках партийной системы в СССР также действовал принцип коллективного руководства - не было должности главы партии, верховным органом руководства был Съезд партии, а между съездами действовал Центральный комитет (ЦК), во главе которого находилось Политическое бюро. Именно Политбюро, как коллективный орган, формально и руководил партией. А исполнительным органом был снова коллегиальный орган - Секретариат ЦК, во главе которого хоть и стоял Ответственный/Первый/Генеральный секретарь, но формально он был просто одним из членов Секретариата, без права единоличного принятия решений. Понятно, что в реальности ситуация отличалась (особенно в 1930-40-е годы), но нельзя сказать, что Генеральный секретарь обладал неограниченной единоличной властью, принцип коллегиальности сохранялся.