Поскольку после окончания активной фазы гражданской войны большевики начали госстроительство, то им естественно потребовалось правильно социализовать общество, находящееся в условиях "военного коммунизма" (здесь система централизованного распределения, так или иначе применяемая всеми странами в крайне тяжёлых условиях), чтобы объяснить людям актуальную политику.
как и обычная школа, пионерия - элемент социализации, как создания человека новой формации, что, кстати, в определённых рамках удалось: Павлик Морозов (прав он или нет - не важно, важно, что он уже полагал, что общественное превыше частного), да, собственно всё довоенные поколения, ежедневно воочию видевшие настоящие чудеса (сверхдальние перелёты, спасение экипажа ледокола "Челюскин", открытие громадных предприятий и т.п.) впоследствии совершенно спокойно шли и погибали на фронтах, потому что были уверены в правоте партии.
По мере того, как внешняя угроза ослабевала, а связи с западом становились всё очевиднее общество начало отходить от описанной выше уверенности (это, к слову сказать, не кризис системы, это её естественные метаморфозы), одновременно падало и идеологическое давление, в том числе и на детей.