Многие полагают, что овладение знаниями по школьным предметам (физика, математика...) -это и есть единственная и настоящая цель образования. По этой причине многие (родители, да и сами школьники) часто задают вопрос себе и своим учителям: а пригодится ли мне это знание в будущем ? Стоит ли напрягаться в школе и изучать то, что в дальнейшей жизни мне «точно не пригодится» (будущие «физики» игнорируют уроки Литературы («лирику») полагая ее излишней в профессии физика и наоборот: лирики игнорируют «физику» по той же причине). Это заблуждение. Стоит напомнить известное высказывание Альберта Эйнштейна : «Достоевский дал мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!».
Можно сказать так: изучение «школьных» предметов в «общеобразовательной» школе- не есть цель школьного образования, это есть СРЕДСТВО общего развития молодого человека. Развития его кругозора, логического мышления (на примере изучения математики, физики...), приобретение собственного «опыта»- на примере изучения ошибок других людей при изучении истории их жизни, формирования личного «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА»- на примере изучения жизни и поступков литературных героев и тд и т п.
Главнейшая задача школьного (и вузовского)образования- научить молодого человека САМОСТОЯТЕЛЬНО добывать знания- из книг, от Учителя, от любого человека, знающего и умеющего больше,чем ты, наконец- из Интернета. И не важно, кто есть источник знания: профессор или «бомж», встреченный на улице.. Яркий тому пример- жизнь Сократа. Как- то Сократ шел по улице и вдруг увидел и заговорил с бродягой. Его жена, Ксантиппа, набросилась на мужа: «Как тебе не стыдно, разговаривать с уличным бродягой? Ведь ты- известный философ Греции, а он-никто». Ответ Сократа,как всегда, был гениален: «Милая- ответил он жене,- знание это столь драгоценная вещь, что его не стыдно черпать из любого источника»
Школьника нельзя ориентировать на овладение знаниями только по выбранной им самим (или его родителями) будущей профессии. В самом деле, ведь «Человек предполагает, а Господь располагает»- жизнь может повернуться так, что любимая «с детства» профессия может оказаться «юношеской любовью», иллюзией. Или вынудят обстоятельства. Или еще что-то. И что тогда? Идти «в дворники»? Вспомним А.П. Чехова: когда профессия врача ему окончательно «надоела»- он стал писателем (наверное, еще в школе его «заставляли» учить литературу или даже привили любовь к ней). Скромный «телеграфист», Оливер Хэвисайд, «устав» от своей работы, стал великим математиком- «изобрел» «Операционное исчисление» (основа современной математики). Примеров- «море». Вывод очевиден: в «общеобразовательной» школе, надо изучать все предметы, не задаваясь вопросом о их «пользе» для будущей жизни.
Забавно, что «концепцию lifelong learning» придумал еще Луций Анней Сенека в Древнем Риме :)