На этот вопрос куда больше одного ответа. Можно сказать, например, о том, что язычество, как правило, децентрализовано, а христианская церковь — это организованный институт, активно и агрессивно себя насаждающий, не щадя никого на своём пути; скажем, по мнению историка Питера Брауна, церковь снесла на своём пути не только язычество, но и саму Римскую империю, породив Тёмные века.
Но есть один момент, который обычно никак не рассматривается, поэтому о нём я и скажу. Основная слабость античной языческой культуры заключалась в том, как необычна она была. Христианство в этом плане не представляло собой ничего выдающегося, было типичной переднеазиатской религией, тогда как греко-римская религия была воплощением, продолжением уникальности соответствующей культуры. Мир, окружающий греков и римлян, был, прямо скажем, мало чем выдающимся, представлял собой примитивное варварство, веками жившим в ничтожности и исповедовал религии, подобные христианству. Европа же в Античности создала что-то уникальное, необычайное, если хотите, победила энтропию. Средневековье, которое принесло за собой христианство, было концом этой уникальности, тогда Европа стала обычно, как все; так была проиграна эта первая война с тепловой смертью Вселенной.
Итак, ключевая слабость эллинства состояла в том, что оно не было той посредственностью, какую из себя представляли окружающие её религии. Была таким аристократом духа посреди недоделанных, если пользоваться терминологией Фридриха Ницше. А это вызывало зависть, желание грязной толпы раздавить, низвергнуть, растоптать «выскочку».