Александр, спасибо за вопрос. Сразу оговорюсь, тема за пределами моих профессиональных навыков. Отвечу в той части, в которой компетентна. Не думаю, что мой ответ чем-то поможет, но вдруг какая-нибудь из рекомендаций вас «зацепит».
Доступность для терапии
Начну с конца: о доступности пациентов для терапии вообще. Доступны практически все. Исключения составляют люди в терминальных стадиях нейродегенеративных заболеваний или при необратимых поражениях вследствие черепно-мозговых травм, отравлений и прочего. Например, при синдроме Корсакова или рассеянном склерозе довольно сложно что-то сделать.
Психотерапию назначают даже людям с «большой психиатрией». Пациенты с шизотипическими расстройствами, биполярными и прочими чудесно рисуют, пишут и много чего делают. Причем их продукты творчества иногда поражают воображение даже искушенных искусствоведов и литературных критиков.
Другой вопрос: каких результатов можно ожидать. Психотерапия помогает компенсироваться, приспособиться, но не делает из любого психотика / пограничника / невротика адаптивного, активного, продуктивного просоциального человека. Даже из «нормального» не делает. Психотерапия вообще не способна что-то сделать в отсутствие мотивации клиента / пациента. В открытых источниках описаны случаи излечении от шизофрении. Есть художественные книги, написанные носителями диагнозов, о том, какой путь они прошли от психоза до «пробуждения». Есть обратные ситуации, когда десятилетия психотерапии не приносят результата человеку, который начинал, будучи социально адаптированным, относительно успешным, трудоустроенным семьянином.
Ответственность за состояние и изменения
Иными словами, этот вопрос надо задать вам: насколько вы доступны для терапии.
- Верите ли вы в принципиальную возможность излечения?
- Верите ли вы в то, что при отсутствии изменений можно адаптироваться к состоянию?
- Верите ли вы в силу собственной мотивации на избавление?
- Какую долю ответственности за излечение (привыкание) вы берете на себя?
- Какую роль вы отводите специалистам?
- Какую роль вы отводите лекарствам?
- Как вы формулируете результат психотерапии (промежуточный, конечный)?
- Как вы формулируете основную жизненную проблему?
- Каким вы станете, когда описанная проблема будет решена?
- Каков ваш образ идеального себя?
- Как ваше состояние мешает вам? Окружающим?
- Каким оно должно быть, чтобы вам стало комфортно?
- Каким оно должно быть, чтобы окружающим стало комфортно?
- Кто виноват в вашем состоянии?
Это не полный и не исчерпывающий список тем, которые можно отрабатывать с психологом для преодоления сопротивления перед изменениями, для принятия ответственности за свое состояние, за потенциальные изменения.
Про лекарства
Я не психиатр, не врач, медицинского образования нет, поэтому тему медикаментозных назначений знаю только «снаружи». Работала с людьми, которые регулярно принимали антидепрессанты, стимуляторы, транквилизаторы. Работать тяжело. Клиенты и так «врут». Не в смысле злонамеренно, а в смысле, сопротивление мешает увидеть свои мысли, почувствовать свои чувства, открыться, понять, осознать. Врут больше себе, чем специалистам. Социальная желательность и потребность «выглядеть хорошо» в глазах других «дают себя знать». Действие лекарств усиливает эти эффекты. Например, человек в маскированной депрессии пытается казаться улыбчивым, контактным, добродушным. По действием антидепрессантов он еще и теряет мотивацию к тому, чтобы искать причины беспокойства. «И так нормально».
Тема не новая. Лекарства не устраняют причины, а маскируют их.
«Симптоматическое лечение».
Ни в коем случае не рекомендую прекращать приём. Не моя зона ответственности. Но если есть возможность чередовать невыносимые периоды, когда без таблеток «никак», с периодами, когда «терпимо», обращайтесь за помощью к «нелекарственным» методам психокоррекции.
Метафора состояния
Я не знаю, как вы переживаете то, что описываете. Попробую угадать с метафорой. Она не «точно про вас» или «вообще не про вас». Но что-то может подойти. Кроме того, рекомендации ниже будут представлены исходя из этой метафоры.
Представьте себе, что невротик – это «кипящая кастрюлька». Когда суп кипит, а кастрюля накрыта крышкой, крышка «танцует». Она подпрыгивает, стучится об края, издает звуки. Состояние невротика не является стабильным. Он со временем «эволюционирует». По аналогии с кастрюлькой: суп не будет кипеть вечно. Выход для пара есть, рано или поздно вода выкипит, овощи сгорят, кастрюлька обуглится.
По сравнению с невротиком «пограничник» (расстройство личности) – это не «кастрюлька со свободно прыгающей крышкой», а скороварка. Крышка «привинчена наглухо». Поэтому люди с расстройствами личности традиционно считались стабильными. Их состояние не меняется годами. Не потому, что нет потенциала для изменений, а потому что «крышка наглухо прикручена». Внутри такой же «кипящий котёл» (по Фрейду – «ансамбль иррациональных влечений»), только нет возможности для выхода вовне, для отреагирования.
То, что «не выходит наружу», не может быть рассмотрено, отрефлексировано, осознано. Потенциал для изменений, озарений есть, но нет ресурсов для «первого шага». Для того, чтобы «открутить крышку».
Если рассматривать крышку как «глобальный защитный механизм», то у невротика крышка «бессистемная, ситуативная, дискретная». У пограничника крышка «целостная, непрерывная и непротиворечивая».
Это не значит, что «суп пограничника» под защитой и в безопасности. Даже если не видно, что именно происходит под крышкой, это не значит, что там ничего не происходит. Просто изменения более медленные, незаметные и непонятные.
По содержанию вопроса: рекомендации.
I. Отреагирование.
Пишете о приступах раздражения (гнева), желании подраться. Ищите способы выхода агрессии. Их много. Боксерская груша, терапия криком. Видела людей, которые привязывают кипу газет к дереву и бьют ее кулаками до тех пор, пока газеты не превратятся в кашу. Поднятие тяжестей иногда помогает.
Есть общественно-полезные способы «сливания агрессии». Лопату (топор) в руки и на помощь родным в деревне (на даче). Нарубите дров, вскопаете 10 соток. Почувствуете и облегчение, и успокоение. Обращайте внимание на то, какие образы приходят в момент отреагирования. Кого вы «мысленно рубите», когда рубите дрова.
Часто бывает так, что человек не «злится вообще», а «злится на кого-то». Есть объект, но он не доступен для осознания. То есть, на деле это травма (посттравматическое стрессовое расстройство), а в общей картине с вторичными дефектами вырисовывается пограничное расстройство.
Кого бы вы могли «ненавидеть до одури», но «не сметь себе в этом признаться». Раздражение на толпу в транспорте – это замещение. Проекция агрессии на безопасный объект.
II. Поиск сценарных основ состояния.
Это тема не для самостоятельной работы. Без специалиста не потянете. Если решитесь на профессиональную помощь, что искать: значимого человека из прошлого (из детства), который:
- запрещал проявлять агрессию,
- проявлял агрессию постоянно,
- проявлял агрессию циклично,
- обвинял в несуществующих проявлениях агрессии,
- заставлял проявлять агрессию помимо воли.
Родители (лица их замещающие) «любят» работать «в паре». «Добренькая бабушка», которая говорит «не шуми, успокойся, нельзя кричать, ну что ты нервничаешь». И «злобный отец», который лупит по поводу и без повода. Это пример пары, где один «гиперагрессивен», а другой «антиагрессивен».
Еще пример: любящая заботливая мама, которая «всё отдала», «всем пожертвовала», «ни разу голос не повысила». «Поставила кресс на своей жизни», чтобы забоиться и любить. Это пример пассивной агрессии, когда взрослый проживает жизнь ребенка, живет вместо ребенка, вытесняет, подавляет, но требует толковать это как любовь, заботу и нежность.
Еще пример: попустительская мама, которая «пила, гуляла, развлекалась», избивала ребенка, если он не притворялся спящим во время очередного загула мамы, забывала его кормить. Но говорит, что «все отдала», «все пожертвовала». Это пример активной агрессии, которую насильно пытаются выдать за любовь и заботу.
Еще пример: «цикличный» дедушка. В хорошем расположении на рыбалку / грибалку возил, сказки читал, драться учил, военные истории рассказывал. В плохом расположении бил / проклинал / обвинял.
Еще пример: отец-охотник, который с детства «пытался сделать мужчину». Заставлял стрелять в собак, откручивать головы цыплятам, провоцировать драки с соседскими мальчиками и прочее.
Это трудная работа, поскольку образ агрессора, который был самым (единственным) значимым, часто идеализируется, сублимируется во что-то еще, вытесняется частично или полностью, отрицается.
III. Саморегуляция.
Формируется новое направление «гигиена сознания». Займитесь чисткой, «выносом мусора» или ограничьте «поступление нового мусора» в сознание. «Скачка мыслей» может говорить о том, что «за всё хватаетесь». Надо избавиться от лишних, второстепенных, ненужных задач. Усилием воли отсеките поступление лишних данных. Не смотрите новости, не слушайте сплетни, не прислушивайтесь к болтовне незнакомых людей в транспорте. Не делайте то, что вам не нужно. Не слушайте то, что к вам не относится.
Учитесь восполнять растраченные ресурсы. Не тратить последние с помощью «излишней общительности», а восполнять утраченные. Токсичное общение опустошает. Токсичное – не обязательно конфликтное. Бесцельное пустословие, попытка «заполнить эфир» хоть чем-нибудь – это бегство от тревоги.
Не можете не убегать – убегайте, но замените расточительную суету на ресурсную. Может быть, лучше посмотреть фильм, пройти курс, прочитать книжку.
IV. Самооценка.
«Быть в каждой бочке затычкой» – это про внимание и внешнюю оценку. Острая потребность доказать, что вы «на самом деле» умный (правый, правильный, хороший, достойный). Зависимы от внешней оценки, от похвалы, критики, внимания. Перекладываете ответственность по оцениванию вас на окружение. Надо учиться самому. Вне контекста. Безоценочно принимать себя. Вы можете быть правы, даже если другие так не думают. Вы может быть достойны, даже если другие этого не видят. Чтобы другие это увидели, вы должны сначала увидеть это сами. Вы сначала сами должны оценить себя «по достоинству», «упаковать себя», чтобы «продать себя другим». Если вы не можете «продать себя даже себе», другие «не купятся».
«Раздутое самолюбие» – это миф. «Завышенная самооценка» – гиперкоменсация от заниженной. Маскировка заниженной или минусовой самооценки. Показная бравада.
Для чего человек «понтуется»: чтобы отпугнуть, чтобы его не ранили. Вы как «ёжик колючками внутрь». Кто бы вас не коснулся – ранит. Не потому что ударил, не потому что оскорбил, а потому что «колючки внутри», и они ваши.
Чтобы вас не трогали, вы пытаетесь нападать первым. «Лучшая защита» – это нападение. Вот только враги не снаружи, а внутри.
С чем работать: сравнение себя и других. Ищите ваши сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности, риски и угрозы. Желательно, реальные, а не виртуальные. Самому трудно, поскольку жалуетесь на снижение критики. Или работайте со специалистом, или ищите инструменты работы с самооценкой.
V. Управление вниманием.
Идите в лес. Нюхайте, слушайте, трогайте деревья. Разглядывайте листья, лужи, цветы. Наполняйтесь восприятиями, впечатлениями. Это не только помогает восполнять ресурсы, но и «выдергивает внимание» вовне, из бесконечной внутренней мыслемешалки в окружающее пространство восприятий.