Расскажу из своей практики работы маркетологом с предпринимателями.
№1. Непонимание, что "маркетинг" НЕ равно "реклама".
Это самая частая и важная для судьбы бизнеса ошибка.
Важно со старта составить эффективное понимание маркетинга и какую пользу от него можно получить. Мне нравится формулировка Сергея Славинского. Говорят, что "деньги — это кровь бизнеса". Тогда "маркетинг — это его нервная система". Т.е. маркетинг управляет всем бизнесом.
№2. Попытка начинать с принципа "сделаю как у конкурента, но дешевле".
Ошибка в том, что пытаются конкурировать ценой. Ниже цена - ниже прибыль. Ниже прибыль - меньше ресурсов для развития.
Для начинающего предпринимателя есть всего лишь 1 эффективная конкурентная стратегия. По умному, она называется "фокусированная дифференциация". (Подробнее почитать про нее можно у Майкл Портера)
Если перевести на простой язык, то звучит так:
— Я найду узкую группу потребителей, но достаточную для существования бизнеса. Сделаю для них продукт. Он будет отличаться от других предложений на рынке не ценой, а другими важными для этой группы людей характеристиками.
В результате мой продукт будет для них безальтернативным предложением. И за него они будут готовы мне платить дороже других предложений на рынке.
№3. Нет четкой гармоничной картинки будущего своего бизнеса
Часто предприниматели не выписывают на бумаге видение своего бизнеса в будущем. Оно у них в голове в каком-то туманном виде из хотелок и мечт.
В результате предприниматель совершает массу противоположных по направленности действий. Из-за которых компания топчется на месте.
Например, внутри головы могут быть одновременно желание "Хочу филиалы по все стране" и "Хочу качественно работать с узким кругом клиентом т.е. бутиковый бизнес". Так компания вкладывает ресурсы в масштабирование, но при этом у собственника внутри протест и самосаботаж.
№4. Нет четких правил, что точно НЕ делать.
В начале пути предприниматель пытается ухватиться за любую рыночную возможность. В результате ограниченный ресурс времени, денег, энергии и сотрудников кидает на большинство разных направлений и продуктов.
А можно было прописать правило "НЕ расфокусировать свои ограниченные ресурсы".
Тогда компания будет в моменте фокусироваться на чем-то одном и "бить только в одну точку".
Например, пробуем запустить продукт Х. И все наше внимание, время, деньги на него. Протестировали гипотезу, получили результаты, сделали выводы. И например, пробуем теперь запустить продукт Y. И так далее.
Это эффективнее, чем одновременно пробовать тестировать 2 и более гипотез и на каждую не будет хватать времени, внимания, сотрудников, денег, чтобы ее качественно проверить.
№5. Нет понимания, что "эффективный маркетинг = эффективный менеджмент".
Большинство начинающих предпринимателей не имеют достаточного опыта управления людьми. Они - слабые менеджеры.
А ведь основа любого бизнеса — это люди, которые в нём работают. Чем более слаженно они работают, тем больше эффективность.
Важно со старта прокачивать себя как управленца. Разобраться, в самых базовых вещах. Например, чем процессы, отличаются от проектов. И чем отличается управление бизнесом если в нем больше проектов, чем процессов.
Т.е. со старта бизнеса стоить читать книги, проходить курсы, брать консультации у более опытных в этой теме людей.
Пожалуй, это всё. Надеюсь мой ответ будет полезен начинающим предпринимателям.