Думаю, что ребенок слово можно не очень понимает он понимает слово Я хочу пойти на олимпиаду. Вот как он захочет, так и можно. Конкретно со мной, отец поступил своебразно ( преследуя свою цель ) он нанял одного репетитора по Физике. В.Ф. по его поручения должен был сделать меня физиком, поэтому даже классическую электродинамику в 10-ом классе В.Ф. прочитал по Максвеллу , он понимал что математический аппарат можно использовать любой. Задачник Балаша + олимпиадные выборки. В итоге Я начал выигрывать олимпиады по физике, а математика ушла на второй план. У каждого человека есть самолюбие. Зачем быть серым математиком , если ты первый по физике. Фокус перемещается на физику автоматом. Если бы ФизМат остался как 1954 году Я бы и стал физиком. В итоге весь первый курс Я не поднимал головы , чтобы перейти на Мехмат не теряя года. Пристрастие к физике осталось навсегда только из-за олимпиадного прошлого. Если бы в период моей молодости ФизТех был бы открыт для всех, меня бы и близко в математике не было. Успех на олимпиадах почти всегда говорит о сильной природной склонности, однако не-успех ни о чем не говорит. В работе над реальными задачами временной фактор не является определяющим. Более того комбинаторная природа олимпиадной математики не имеет значения для аналитика работающего в области Дифференциальных операторов в частных производных и вообще особой корелляции межу УМФ и логически-комбинаторными задачами Я не заметил, но в 16 лет для ребенка с большим опытом олимпиад успех или не-успех в них будет заведомо определяющим фактором.
Дело не в возрасте, а в знаниях и понимании того, о чём знаешь.