По моему мнению данное деление имеет и естественные причины, выражающиеся в образовательном перекосе, который также путают со склонностью, более просто - учащийся на дошкольных-школьных этапах не получил должного воспитания и образования по некоторым дисциплинам общего характера, например родители или воспитатели "пожалели"/поленились или сами были не способны привить ребёнку широкий кругозор, не уделили внимание логике, счёту или напротив речи, чтению, письму, тем самым ребёнок изначально имеющий дыры в основе фундамента его понимания определённой области знаний позднее будет вынужден искать в себе силы эти пробелы преодолеть, но это уже будет более трудная задача, а т.к. учёба это процесс длительный, но не терпящий явного откладывания "на потом" и поэтому если дыры не навёрстывать сразу, то затем навёрстывать нужно по сути сразу всё(начинать с нуля), т.к. даже маленький пробел в знаниях влечёт проблемы в усвоении и связанных и более сложных знаний, которые будут опиратся на данный пробел, таким образом естественное деление связано с пробелами в воспитании и перекосе в сторону отдельных схожих по себе наук. Но с другой стороны есть по моему и вполне реальное дискриминирующее навязывание такого деления, т.к. в т.ч. мои учителя часто игрались понятиями и делили учеников на "гумманитариев" и "технарей" и что плохо их предвзятость была порой весьма категорична и они например не отправляли на районные этапы олимпиад по русскому языку и литературе, побеждавших на школьном этапе технарей и наоборот, т.е. они прямо не верили в учеников, хотя те вполне всерьёз были заинтересованы в том, чтобы развивать свой кругозор и не зажиматься в какой-то узкой предметной области.
Обобщая всё сказанное: есть и естественные причины деления на гумманитариев и технарей, заключающиеся в ошибках в воспитании и образовании на начальных этапах образовательной лестницы, но могут быть и вполне спекулятивные, подложные по своей сути причины такого деления заключающиеся в навешивании штампов и попытках таким делением упростить видимую картину мира поделив всё на чёрное и белое и хотя картина в действительности не ЧБ, а вполне даже цветная, это не отменяет того, что находятся сторонники такого дискриминирующего примитивизма.
Отвечая на вопрос зачем: делёжку как правило проводят для оптимизации процесса обучения - на поздних этапах той же школы как правило редкие ученики способны поддерживать широкий кругозор и знать и понимать сразу все основные области знаний, поэтому вводится оптимизация в соответствии с которой учеников делят по "склонностям" и увеличивают часы для этой области - так пользы больше, т.к. те большие дыры уже сложно наверстать(и очень редкие находят в себе силы это сделать), а так есть возможность хоть одну область знаний понять чуть увереннее.
Гуманитариям противопоставляют технарей. Математикам - физиков. Физикам - лириков.