В данной ситуации есть "вилка" условий. Этакий двойной стандарт отношений. Постоянно, повсеместно утверждается о том, что при грамотном построении занятий, передаче содержания на самом уроке - учитель уже обеспечивает взятие нормы, то есть стандарта, который представлен в ОГЭ, ЕГЭ и теперь в ВПР. Однако, второй "зубец у этой вилки" - это престиж учреждения, знак качества, пропагандируемый повсеместно - школа готовит выпускников с высоким средним баллом по ЕГЭ и Ко.
Зайдите на пед.совет - это норма выступления завуча по УВР - сравнительная характеристика цифр по району, городу, области. Начинается с представления цифр, а заканчивается "разбором полетов" учительского труда. "Доколе ещё в наших рядах будут работать такие несознательные граждане, которые тянут нашу цифру вниз?". Вот Вы послушали такую критику, пришли на урок, где сидят Ваши любимые полным набором двоечников, троечников, хорошистов, отличников, часто и редко болеющих, увозимых родителями на каникулы, гипер и малоактивных - разных, в общем. И лежат перед Вами стандартные тесты ВПР, ЕГЭ и тэ дэ, и тэ пэ. Редко у кого сердце и рука не дрогнут, и он будет гнуть линию развивающего обучения и индивидуального подхода к ученику. В основном, чтобы не ухудшать ситуацию, учитель начнет последовательно напрягаться сам, напрягать учеников и родителей и впрягаться в тренировку этих тестов. А дальше все по законам пирамиды - репетиторство, центры доп.подготовки, пособия, заламывание рук и критика всех в адрес всех. Невесёлая картина.
Надо быть сильно продвинутым в своем предмете, в понимании устройства заданий и приемах работы, чтобы построить процесс так, чтобы выход на формат тестов был в году разово модульным, четким, организованным и показал настоящее положение дел, не завысив и не занизив результат. Чаще всего педагоги "проваливаются" в рутину, начинают натаскивать, чтобы осечки не было. И тогда по факту тесты становятся самоцелью. Они и есть единица, которую передают, массово причем. Жаль. Это тяжёлая ситуация. Сама идея может быть была и не плохая, знать объективную правду о знаниях, иметь возможность делать быстрые срезы. Но превратилось это в какую-то уродливую форму "скачек" с подтасовкой результатов. Вместо качества во главу угла все время попадает количество.
Наверное, если бы по стране провели бы какой-нибудь реальный срез, какими способами работают педагоги при подготовке к ЕГЭ - волосы бы встали дыбом. Но гарантий честности такой проверки нет. Доверия нет. Беда.