Содержание
Впервые разделение
суток на часы (но с разной длиной часа) встречается в
Древнем Египте около 2100 года до н. э., эту систему для ориентации во времени применяли египетские жрецы. В этих сутках 24 часа включали в себя один час утренних сумерек, десять дневных часов, один час вечерних сумерек и двенадцать ночных часов. Около 1300 года до н. э. суточный счёт времени был реформирован: светлое и тёмное время суток разделили по 12 частей соответственно, в результате чего продолжительность «дневного» и «ночного» часа менялась в зависимости от сезона
[5].
В
Вавилоне также существовало деление дня и ночи на 12 часов. Согласно «Истории» (II, 109)
Геродота, от вавилонян эту систему переняли
древние греки, позднее, вероятно от египтян или греков, усвоили
римляне. К примеру,
зимой продолжительность «дневного часа» в Риме составляла около 45 минут.
В
Древнем Риме дневные часы объединялись в четыре равных временных отрезка, также ночные часы объединялись в четыре «стражи» (сроки несения караула), по три часа каждая: две стражи до полуночи, и две — после
[8].
В
средневековой Европе суточное время делилось по церковным службам, начало и продолжительность которых отсчитывались согласно древнеримскому суточному исчислению
[8]. (См.
Литургия часов)
В
Новгородской республике светлое время суток (день) также делилось на 12 часов, как и в Москве XV века, по-видимому, тоже, как это можно заключить из известия о смерти митрополита
Филиппа I[9].
В XVI—XVII веках в
России применялось суточное измерение времени, когда продолжительность часа устанавливалась постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца года, менялось количество «дневных» и «ночных» часов. Их число колебалось от 7 до 17
[10]. По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено
синодом в
1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причём началом суток сделалась полночь, а не утро, как было прежде
[9].