Искусственный Интеллект создает новые способы взаимодействия в рамках профессии (упрощая процессы). А это может и изменять сами профессии, и даже заменять их. Это то, что уже произошло, если говорить об Искусственном Интеллекте как инструменте автоматизации.
Если говорить о более футуристичных вещах, таких как полностью «самостоятельный» ИИ, близкий по развитию к человеку (и способный принимать как минимум собственные решения), то тут не надо быть экспертом, чтобы понимать, что подобные решения на основе ИИ будущего заменят человека во множестве сфер.
Но это лишь один из факторов, который может вести к безработице. Ведь и современный ИИ (как инструмент), и ИИ будущего (как самостоятельный цифровой разум) не предназначены для уничтожения человеческой деятельности. Это возможность человеку больше не заниматься «рутиной» и трудом, где не требуется творчество и интуиция. То есть люди в мире ИИ смогут бросить «лопату» и заниматься более интеллектуальным и приятным трудом.
Проблема в том, что далеко не все к этому готовы. И к безработице может привести как раз инерционность развития в профессиональных сферах. Особенно в тех, где не нужна квалификация. Грубо говоря, части людей будет проще уволившись с кассы из-за технологий, которые их там заменят, и пойти в курьеры, а не в программисты. То есть снова в профессию не требующую высокой квалификации. А если вместо курьеров будет квадрокоптер с ИИ? Вот тут начнутся проблемы и может быть массовая безработица. Когда ИИ и технологии в целом «заменят» большую часть сфер с низкими требованиями к квалификации. А люди не сразу сориентируются, куда им теперь «деваться».
Надо сказать, технологии в принципе заставили людей стать пластичнее. Сейчас важно научиться адаптироваться. Любой программист вам сможет подтвердить, насколько IT специалистам приходится быть гибкими в современном мире. К сожалению в других профессиях эта гибкость не предусматривалась. И на мой взгляд к риску массовой безработицы может привести, как раз неумение адаптироваться в современном мире.
Я много говорил про малоквалифицированные области (на подобии курьеров), но увы эта проблема есть и в сферах, где люди получали дипломы и вполне себе эксперты. Даже в IT далеко не все на 100% готовы к пластичному миру, когда умение «обучаться на лету» важнее диплома и «заученных знаний». Более того, уже сейчас начинает становиться востребованной такое качество специалистов, как многогранный подход к проблеме. Когда специалист может быть и «немного дизайнером», и программистом, и маркетологом. И нет, я не имею в виду человека оркестра, а скорее свойство в узкой области направлять свои знания с разных углов. И парадокс в том, что все это стало бурно развиваться благодаря цифровым технологиям (в том числе ИИ), но безработица может наступить не из-за них, а из-за нежелания людей меняться. Очень сильно. И начать нужно со способности гибко адаптироваться под требования окружающего мира. Не держась за диплом и шаблоны старого.