Если кратко, то технология целеполагания в образовательной деятельности предполагает, что цель всегда одна. Это запланированный результат педагогической деятельности; идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии. Цель должна быть максимально конкретной, чтобы при подведении итога занятия было возможно оценить - достигнут ли запланированный результат (цель)?
Цель урока выражается существительным, образованным непосредственно от глагола: нахождение (от находить), формирование (от формировать).
Цель цель урока формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:
- цель должна быть конкретна;
- четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;
- цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- обобщение и систематизация знаний о ...
- отработка навыки (указать какие);
- устранение пробелов в знаниях;
- усвоение учащимися понятий (каких?).
Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий … и т.п.
Создать условия для: развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы); развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки); развития мировоззрения; развития навыков устной и письменной речи;
развития памяти; развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог и т.п.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ целеполагания:
подмена цели содержанием ("познакомить учеников с ...")
подмена цели процессом деятельности ("ученики выполняют работу...", "ученики пишут...", "ученики решают задачи по теме...")
Изучить тему: «Диэлектрические материалы»; Углубить знания студентов по теме «Проводники»; расширить кругозор обучающихся - эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
Здесь есть очень хорошая и подробная работа по данному вопросу.